Оглавление → Окраска

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  
СХЕМЫ ОКРАСКИ КОРАБЛЕЙ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА

 

до 1867
сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.
1867
с 21.06.1867

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
паруса, как правило, цвет от серого до ярко желтой охры. Белый исключается.

 

Исключения:

Парусные фрегаты, корветы с закрытой батареей и артиллерийский корабль Renown широкая белая полоса по уровню пушечных портов.
Яхта Grille тонкая золотая полоса по всей длине корпуса около ВП вместо красной.
Яхты Grille и Lorelei жёлтые реи
Вёсельные канонерки, шлюпы и ялы полностью чёрные

 

Изменения:

Prinz Adalbert c 7 августа 1867 г. красная полоса на борту закрашена (чёрным)
Hela с 8 апреля 1868 г. широкая белая полоса по уровню пушечных портов
Undine с 13 сентября 1871 г.
Все парусные бриги с 28 января 1874 г.

 

1874
с 28.01.1874 г.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП.
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 

Исключения:

Парусные фрегаты, корветы с закрытой батареей, учебные фрегаты и бриги. широкая белая полоса по уровню пушечных портов.
Яхта Grille тонкая золотая полоса по всей длине корпуса около ВП вместо белой.
Вёсельные канонерки, шлюпы и ялы полностью чёрные
1878
с 16.09.1878

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Исключения:

Деревянные корветы с закрытой батареей, Niobe и Renown широкая белая полоса по уровню пушечных портов.
Башенные корабли башни, трубы, вентиляторы и кожух мачты - белые
Вспомогательные корабли чёрные, только мачты жёлтые
Яхты Grille и Lorelei жёлтые реи
Угольщики, баржи и т.п. полностью жёлтые
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.

 

Согласно "черно-желтой схеме образца 1878 г.", корпус корабля до стыка с верхней палубой был черного цвета. Все, что находилось выше белой полосы на фальшборте, покрывалось желтой краской — сети, мачты, стеньги, реи, кран-балки, шлюпбалки, вентиляторы, дымовые трубы и т.д. Белыми оставались ходовая и штурманская рубки, салинги, носовые и кормовые украшения, а также две полосы по всей длине корпуса — широкая по фальшборту и узкая, проходившая где-то на полметра выше ватерлинии.

10 июня 1890 г. для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера принята бело-жёлтая схема. 29 марта 1895 схема окраски кораблей германского флота была заменена на серо-синюю схему для кораблей в домашних водах, и на чёрно-серую схему для вспомогательных судов.

 


1890
с 10.06.1890

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

 

29 марта 1895 г. корабли в заграничном плавании перешли на раздельные Заграничную бело-серую окраску для кораблей без рангоута и Заграничную бело-жёлто-серую окраску для кораблей с рангоутом. Старая схема оставалась, как парадная, а в 1898 заменена на Бело-жёлтую парадную и заграничную окраску образца 1898 г.

 

 

1895/1896
с 29.03.1895 / 15.04.1896

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась при службе в домашних водах, кроме миноносцев и вспомогательных судов.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 

15 апреля 1896 г. корабли в домашних водах перешли на домашнюю серую окраску образца 1896 г., в которой отказались от синего оттенка

 

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Изменения:

Портовые, учебные и специальные суда, как дома, так и в заграничном плавании с 26 декабря 1902 г. носовые и кормовые украшения позолоченные
Минные заградители, кроме Arcona с 18 августа 1911 г. полностью чёрные

 

С некоторыми изменениями просуществовала до 1945 г.

В годы первой мировой войны во время боевого похода для опознавания одна из труб красилась в красный цвет. К концу войны для опознавания с воздуха использовались белые кольца, нанесённые краской на палубу бака и юта или на крыши концевых башен.

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей без такелажа в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
серо-синий - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п.
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения

 

15 апреля 1896 г. серо-синий цвет заменили на серый.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п.
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

15 апреля 1896 г. серо-синий цвет заменили на серый. В отличие от безрангоутных, трубам стали жёлтыми

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
серый - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, труба, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась исключительно для миноносцев в домашних водах.

 

тёмно-серый - всё

 

14 декабря 1898 г. изменена на чёрную.

 

 

Принята 29 марта 1895. Использовалась для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.

чёрный - корпус, включая фальшборт
серо-синий - все надстройки, мачты, трубы и т.п.
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски

 

15 апреля 1896 г. серо-синий заменили на серый

 

чёрный - корпус, включая фальшборт
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п.
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски

 

Исключения:

Плавказармы надстройки белые
деревянные части надстроек - естественного цвета
Плавказармы, блокшивы, баржи и другие несамоходные суда отсутствовала белая полоса

 

С некоторыми изменениями просуществовала до 1945 г. В некоторых случаях трубы и мачты были жёлтые, деревянные части надстроек - естественного цвета.

1898
с 03.1898

Принята в 1898 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края белого цвета, верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая носовое и кормовое украшения

 

Изменения:

все с 17 августа 1899 г. башни, казематы и орудия, красились в золотистый в тех местах, где они попадали в его уровень
корабли в заграничном плавании, кроме канонерок, учебных и специальных судов с 20 ноября 1899 г. носовые и кормовые украшения позолоченные
канонерки с 26 декабря 1902 г.

 

14 мая 1910 г. по этой схеме окрашивались только яхты Кайзера. Все корабли в заграничном плавании получили стандартную "домашнюю" окраску образца 1896 г., исключения составили:

Учебные крейсера типа "Victoria Louise" и канонерка "Planet" из Восточно-Азиатской эскадры оставались в прежней окраске до осени 1911 г.

Миноносцы этой же эскадры (S-90 и Taku) были перекрашены только в середине 1912 г.

На стационере в Турции "Loreley" отдельным приказом от 16 августа 1910 г. бело-золотая окраска была сохранена.

В 1914 г., на время войны схема была упразднена, и больше уже не применялась.

 

 

с 14.12.1898

Принята 14 декабря 1898 г. Использовалась исключительно для миноносцев в домашних водах.

чёрный - всё

 

В 1916 заменена на тёмно-серую окраску миноносцев.

 

 

1916
с 4.12.1916

Принята 4 декабря 1916 г. Использовалась исключительно для миноносцев в домашних водах.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

1919
после 1919
До 1945 для всех кораблей использовалась серая окраска образца 1896 г. Лишь с осени 1939 на некоторых стали использовать камуфляж военного времени.
1939
1939-1945

Во время прохождения испытаний и учений на Балтике корабли несли т. н. "Балтийский камуфляж".

серый - центральная часть корпуса и надстройки
тёмно-серый - оконечности
чёрный - диагональные полосы по корпусу и надстройкам
белый - диагональные полосы по корпусу и надстройкам и ложные буруны

 

Во время боевых походов в Атлантике и Арктике камуфляж был проще.
серый - центральная часть корпуса и надстройки
тёмно-серый - оконечности

 

С 1940 использовался "стояночный Норвежский камуфляж". При этом камуфлировался только борт, обращённый к морю.

светло-серый - корпус и часть надстроек
тёмно-зелёный - бесформенные пятна в средней части корпуса и на надстройках
коричневый - бесформенные пятна в средней части корпуса и на надстройках
тёмно-оранжевый - бесформенные пятна в средней части корпуса и на надстройках

 

С 1942 использовался камуфляж для действий в северных широтах.

серый - корпус и часть надстроек
почти белый - оконечности
тёмно-серый - косые фигуры на корпусе и надстройках. Позже в фигурах стали использовать два оттенка тёмно-серого.

 

использовался также его упрощённый вариант.

серый - корпус и часть надстроек
почти белый - оконечности
 

С 1944 схема камуфляжа для действий в северных широтах значительно упростилась.

тёмно-серый - корпус и нижний ярус надстроек.
серый - верхняя часть надстроек
почти белый - самые верхние сооружения

 

При проведении операций для опознавания своей авиацией на палубе либо на постеленном брезенте на баке и на юте рисовали свастику. Для тех же целей на крупных кораблях красили в определённый цвет (обычно красный или жёлтый) крыши башен и орудийных установок.

Имелись также особые схемы камуфляжа для десантных кораблей.

 

УСТАВНЫЕ ЦВЕТА

Ниже приведены эталонные цвета красок императорской верфи в Вильгельмсхафене для кораблей военно-морского флота.

Schiffsbodenfabre (WL) III Grau, trittfeste Auβendecksfabre n. RAL 7016 Серая краска для подводной части и стойкая для наружных палубных поверхностей
Absatzfabre Dunkel-grau für auβen und innen n. RAL 7024 Тёмно-серая половая краска для наружных и внутренних работ
Deckfabre Dunkelgrau für auβen und innen n. RAL 7000 Тёмно-серая палубная краска для наружных и внутренних работ
Deckfabre Hellgrau für auβen und innen, Feuer- u. Säureschutz-fabre, Heizkörperfabre n. RAL 7001 Светло-серая палубная краска для наружных и внутренних работ, огне- и кислотно-защитная, радиаторная
Deckfabre Rot für innen, Schiffsbodenfabre III Rot, Kaiserrot II (Grundf.) n. RAL 8013 Красная палубная краска и грунтовка для внутренних работ и для подводной части
Deckfabre Kaiserrot I für Rettungsbojen, Seitenlaternen, Feuerlöschgeräte usw. n. RAL 3010 Красная палубная краска для спасательных кругов, огнетушителей и т.д.
Deckfabre Rot für Feuerschiffe, auh für Unfallschutz, Schilder usw. n. RAL 3011 Красная палубная краска для плавучих маяков, предупреждающих знаков и т.д.
Deckfabre Schwarz für auβen und innen n. RAL 9005 Чёрная палубная краска для наружных и внутренних работ
Deckfabre Blau, Ultramarinblau n. RAL 5004 Синяя палубная краска, ультрамарин
Deckfabre Braun, Absatzfabre Persenningfabre n. RAL 8011 Коричневая палубная краска, для полов и парусины
Deckfabre Grün, Chromgrün n. RAL 6005 Зелёная и зелёно-хромовая палубная краска
Deckfabre Ockergelb n. RAL 1011 Охра, палубная краска
Deckfabre Gelb, Chefbootfarbe, Schlauchbootfarbe n. RAL 1003 Жёлтая палубная краска, для яхт, командирских катеров и надувных лодок
Deckfabre Weiβ für innen und auβen n. RAL 9002 Белая палубная краска для внутренних и наружных работ
Deckfabre Elfenbein, Feuerschutzfabre für Maschinen- und Motorenräume n. RAL 9003 Палубная краска цвета слоновой кости, огнестойкая для машинных и моторных отделений
Aluminiumbronze n. RAL 9006 Алюминий-бронза

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
+
некоторые материалы с интернет-форумов



последнее обновление: 28.06.2023