Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

ФЛОТ КУРЛЯНДИИ
(Kurlandische flotte, 1638-1698)

 

Курляндское герцогство было основано в конце 1561 года после распада разорённого многолетней войной Ливонского ордена его последним магистром Готхардом Кетлером, с 1566 оно было вассалом Литовского княжества, а с 1569 – Речи Посполитой. Внук Готхарда Якоб вырос в Германии - Кенигсберге и Берлине и получил хорошее образование - учился в университетах Ростока и Лейпцига, много путешествовал по Голландии, Англии, Франции, где увлекся идеями меркантилизма.

В то время практически вся внешняя торговля и судоходство в Курляндии находилось в руках голландцев, и чтобы бороться с их монополией, Якоб решил строить собственный флот. Когда в 1638 году он был провозглашен ландтагом соправителем и наследником своего дяди Фридриха, сразу распорядился основать верфи в Виндау и Голдингене. Сперва они работали довольно вяло - не хватало специалистов и мастеров. На этих верфях корабли строились долго и в малом количестве — примерно один крупный и два малых корабля в год.

Со смертью Фридриха в 1642 году Якоб получил полную власть и стал проводить мероприятия, взяв образцом для подражания и поставщиком технологий Нидерланды - первую в мире капиталистическую страну. Верфь в Виндау была увеличена в несколько раз, модифицирована также и Голдингенская верфь, наняты на службу специалисты и корабельные мастера из Нидерландов. Обе верфи управлялись исключительно голландцами. Теперь на каждой верфи одновременно могли строиться около 5 крупных судов. Для будущего флота герцог Якоб приказал построить множество пирсов, причалов и складских помещений, углубить дно и расширить гавани Виндау. В 1677 году была основана третья государственная верфь в Либау и через некоторое время там появилось несколько судовладельческих компаний. Также проектировалось расширение Митавской гавани спуском реки Аа (ныне Лиелупе) в море.

Стратегия Якоба заключалась в том, чтобы укрепить экономику страны сократив производственные и транспортные расходы. Это было сделано путем отказа от услуг коммерческих транспортных посредников и создания собственного торгового флота. Военный флот Курляндии применялся для сопровождения торговых судов и охраны колоний, участвуя лишь в небольших сражениях с корсарами. Весь флот управлялся из Виндавского адмиралтейства. Военным флотом руководил голландский адмирал Имке, а торговым — Генрих Момбер. К концу 1650-х годов у Курляндского герцогства имелся солидный военный и торговый флот.

Маленькая и не слишком известная в Европе Курляндия нашла и свою специфическую нишу, что-то вроде нынешних "удобных флагов" - во время многочисленных в тогдашней Европе войн её официально нейтральные суда обеспечивали торговлю между купцами воюющих стран. Корабли строились также на экспорт: для Франции (1644-1658, 24 корабля) и Англии (1644-1649, 6 кораблей), вероятно - для купцов из этих стран. Также герцогство экспортировало металл, лес, лён, пеньку и зерно, и в общем Якоб Кетлер был в 1650-е годы богатейшим из немцев.

Желание обеспечить экспорт определяло внешнюю политику, и в этом Якоб немало преуспел. Наличие судов во многом способствовало заключению торговых соглашений с другими европейскими державами. Первое такое соглашение правитель заключил с Францией в 1643 году, которая также стремилась избавиться от посредничества голландцев в торговле. В 1648 году договор о судоходстве и торговле был подписан с Португалией, а в 1657 году – с Англией. В 1648 году были установлены дружественные отношения с Испанией. Консульские агенты работали в большинстве крупнейших городов Европы. Герцогу даже удалось обратить разрушительную Тридцатилетнюю войну во благо для Курляндии. Якоб занялся спекуляциями хлебом так, что кормил им армии враждующих государств, не участвуя при этом в конфликте.

К моменту окончания войны экономика Курляндии развивалась небывалыми темпами - к середине XVII века промышленность Курляндии производила больше, чем потребляла она сама и закупали её ближайшие соседи. Конкуренция в торговле и мореплавании внутри Европы только усиливалась, и соперничать с Нидерландами, Англией и Францией было крайне сложно. В то же время Великие географические открытия открывали на новые рынки сбыта, обладание которыми сулило большие богатства. Продолжая следовать доктрине меркантилизма, герцог включился в борьбу за заморские территории.

Первые попытки основать колонии имели место в 1639 и в 1642 годах на острове Тобаго. В 1643 году Якоб послал во Францию своего доверенного майора фон Фиркса для переговоров. Он попытался основать Франко-Курляндское Индийское торговое общество, подкупая министров. В то же время фон Фиркс вёл переговоры с голландской Индийской компанией о совместном использовании колоний, которые не дали реального результата. После этого майор фон Фиркс подался в Англию, где начал переговоры с Карлом I. В 1645 году курляндцы арендовали в Голландии судно, чтобы совершить путешествие из Курляндии в Западную Африку и в Южную Америку. В 1650 году бранденбургский курфюрст, намереваясь купить у Дании колонию Транкебар в Ост-Индии, предложил Якобу часть территории в обмен на крупный заем, но предложение было отклонено.

С 1651 года герцог вел переговоры с папой римским Иннокентием X о совместном завоевании новых земель в Австралии, со стороны Папы требовалось 4.000.000 талеров и дарование герцогу торговой монополии во вновь открытых землях, а со стороны герцога – 40 кораблей и 24.000 солдат. Смерть Иннокентия X и начало польско-шведской войны помешали начаться этому фантастическому плану. Также в 1650 году с датчанами обсуждалась возможность приобретения баз для флота на норвежском побережье, и через год Курляндия действительно получила в аренду небольшой скалистый остров на юге Норвегии – Флеккерой. Торговые и рыбацкие суда постоянно заходили в город до 1660 года.

Первая настоящая колония (скорее фактория) Курляндии была основана 26 октября 1651 года в Западной Африке, когда колонисты высадились на острове Святого Андрея в устье реки Гамбия и начали строить там укрепления. Колония в Гамбии изначально не была главной целью герцога Якоба – в Африке ему требовалось поселение для торговли с Центральной и Южной Америкой. Оттуда в Вест-Индию он рассчитывал отправлять рабов, и там же устроить плантации. Для этого в мае 1654 года на острове Тобаго была образована первая постоянная колония Курляндии в Америке. Но дальнейшему развитию бизнеса помешала Северная война.

 

 

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ

Международное положение герцогства в 18 веке было достаточно сложным. Оно находилось как раз между двумя вечными соперниками – Польшей и Швецией. Обе страны старались усилить здесь свою власть, а грядущая конфронтация сулила Курляндии большие бедствия. Больше всего герцог боялся оказаться втянутым в войну между крупными державами. Постоянная угроза оказаться в опасности требовала вести тайную дипломатию, заключать договоры о нейтралитете. В 1654 году королева Христина дала обещание, что Швеция никогда не нарушит нейтралитет Курляндии. В 1655 году, когда началась Северная война, подобные заверения были получены от России и Польши.

Но известно, что обещания имеют малую силу при действительно серьезных обстоятельствах. Окружающие страны раздражал неизменный нейтралитет Якоба, к тому же во внешней политике он по ряду причин ориентировался на слабеющую Польшу, а не на Швецию: во-первых, из желания сохранить свои особые привилегии, поместья и крепостное право; во-вторых, из-за конкуренции между городами Курляндии и шведской Ригой. Как результат, во второй Северной войне 1655–1660 годов Якоб не смог сберечь собственные земли от нападения - шведский король Карл X Густав принял решение завоевать герцогство.

К концу Северной войны, в конце 1658 года шведская армия во главе с генералом Делагарди вышла из Риги и, несмотря на нейтралитет Курляндии, вторглась в её пределы. Шведы захватили столицу Митаву, в ночь с 28 на 29 сентября пал митавский замок, а самого герцога с семьей взяли в плен и увезли в Ригу, а потом в Ивангород. Пострадало практически всё герцогство — мануфактуры были разорены, Кулдига и Елгава разграблены, многие мастера убиты или пленены. Шведы атаковали Виндаву с суши, пользуясь слабостью курляндских сухопутных сил, так как опасались военного флота герцога, стоящего на рейде, сожгли верфи и захватили многие корабли и увели их в Швецию.

В ходе оккупации Курляндии шведы захватили стоявшие в Виндаве линейные корабли "Das Wappen und Bildtnis der Herzoge von Churlandt" (72-х пушечный) и "Fortitudo" (60-пушечный), фрегат "Der Neptunus" (30 п.), шлюп "Jacobus minor" (24 п.) и галиот "Der Jäger" (6 п.) и сожгли шлюп "Die Concordia" (16 п.). Среди шведских трофеев 1659 года значатся бывшие курляндские корабли "Leoparden" (36 п.) и "Recompens" (20 п.).

Ещё два корабля: "Die Pax" (46 пушечный 2-дечный фрегат) и "Die Clementia" (20-пушечный шлюп) к на момент нападения шведов находились в Копенгагене и временно перешли под Бранденбургский флаг (официально - были арендованы Курфюрстом).

После оккупации Курляндии шведами недовольные крестьяне стали организовываться в вооружённые партизанские группы и вести борьбу против захватчиков. Уже в следующем, 1659 году они при поддержке литовской армии изгнали шведов из Курляндии и потребовали возвращения Якоба Кетлера и его семьи обратно на родину. Война закончилась Оливским соглашением в 1660 году, по условиям которого шведы отказались от всякого притязания на Курляндию; тогда же вернулся из плена и Якоб.

***

Война нанесла Курляндии огромный ущерб: территория была опустошена, часть населения – погибла, замки и заводы – разрушены, производство и торговля – остановлены. Когда Якоб был освобожден из плена и вернулся в свое герцогство, он принялся восстанавливать позиции, построил крупную верфь в Либаве, восстановил верфи в Виндаве и Голдингене и стал воссоздавать флот, смог восстановить торговые связи и вернул часть колоний, но надолго возобновить прерванную связь с заморскими владениями и достичь уровня благосостояния 1655 года уже не представлялось возможным.

Вторжением шведов в Курляндию поспешили воспользоваться голландцы, чтобы захватить колонии герцога. Служащим в Гамбии сообщили, что Якоб находится в плену и что ждать оплаты и смены – бессмысленно. В обмен на сдачу форта предлагалось отправить колонистов в Голландию, где бы им выплатили денежное вознаграждение. Солдаты подняли мятеж, и командир гарнизона Отто Штиль был вынужден подчиниться. Ту же тактику голландцы применили через полгода и на Тобаго, овладев островом в результате бунта 11 ноября 1659 года.

В июне 1660 года Тобаго был возвращён Курляндии, но долго удержать колонию не смогли - уже в 1661 году она была захвачена англичанами. Якоб также посылал своих агентов в английское торговое общество, к британскому правительству и королю Карлу II с просьбами вернуть свою собственность - факторию в Гамбии, но все было напрасно, он получал только красивые обещания и ничего больше.

Последняя попытка закрепится на Тобаго имела место в конце правления Якоба в марте 1680 года, но надолго там задержаться не удалось - к июню 1686 года остров был покинут, и в мае 1690 года остров был продан, хотя губернаторы продолжали назначаться до 1795 года.

***

Сын Якоба, Фридрих Казимир (1682—1698), окружил себя роскошью, изводил всю казну на придворный блеск; ему пришлось заложить несколько герцогских имений и продать Новую Курляндию англичанам. Соответственно, флот его также не интересовал. С началом Большой Северной войны в 1700 г. Курляндия снова стала театром военных действий, переходя из рук шведов в руки русских. И хотя герцогство существовало до 1795 года, когда Курляндия была присоединена к России, более никакой флот нигде не упоминается.

К сентябрю 1701 года шведы, заняв Курляндию, захватили и реквизировали несколько курляндских судов, самое большое - 50-п "Prins Fredrich Wilhelm" - по видимому это был конвойный корабль - флота, как такового уже не существовало. Считается, что последний корабль на герцогской верфи в Виндау был построен в 1714 году ("Neptunus"), а несколько лет спустя - около 1717 года, верфь в Виндау, как и всё курляндское судостроение, прекратила свое существование.

 

 

КОЛОНИЯ ТОБАГО

В Америке к тому времени сферы влияния были в основном поделены, наименее активно борьба шла за маленький и ничем особым не примечательный остров Тобаго. Испанцы, в своё время, не нашли здесь золота и бросили остров. В 1620 англичане заложили здесь поселение и форт, но в 1625 англичан прогнали местные жители. В 1628 Карл I отдал этот остров в лен графу Монтгомери. Распоряжался новой колонизацией граф Уорвик, но англичане вновь наткнулись на противодействие местных жителей.

Ещё при герцоге Фридрихе Якоб, будучи соправителем, решил воспользоваться тм, что остров формально никому не принадлежал и занять его как плацдарм для дальнейшей экспансии. Есть данные, что первый курляндский корабль с колонистами прибыл к берегам острова Тобаго в 1638 году, но все они погибли. Эта информация не подтверждена

Лишь в 1642 году фрегаты "Das Wappen von Churlandt" и "Der Rote Löwe" с 300 поселенцами достоверно попытались основать поселение на северном берегу около Курляндского залива, но были остановлены карибами, а в 1643 оба корабля захватили голландцы.

Посланник Якоба - майор фон Фиркс подался в Англию, где начал переговоры с Карлом I, который вёл, в это время, войну с парламентом. Фиркс обещал Карлу помощь кораблями, снаряжением, продовольствием. Карл I сообщил герцогу Якобу, что отдаёт ему остров Тобаго. (до 1649 Якоб поставлял Карлу корабли, пушки, мушкеты, снаряжение, порох, продовольствие, видимо Карл за это платил, но к 1649 его долг составил 74.584 марки). Намерения герцога Якоба вызвали тревогу в Европе, голландцы отказывались охранять курляндские корабли, видя в них конкурентов. Позже Кромвелль даже заключил с Курляндским герцогством договор о совместной борьбе с голландцами.

Проявляя завидное упорство, курляндцы всё-же смогли закрепиться на острове. Когда Якоб получил факторию в Африке, ему понадобилось поселение для торговли с Центральной и Южной Америкой. В Вест-Индию он рассчитывал отправлять рабов, и там же устроить плантации. Тогда он вспомнил про остров Тобаго, договорившись с тогдашним правителем Англии Кромвеллем, который подтвердил особые права герцога Якоба на остров.

Пятью месяцами позже на острове была основана вторая голландская колония, вскоре значительно превзошедшая курляндскую по численности населения. Курляндских колонистов, после присоединения 120 новых, в 1657 году было 600 человек, а голландская колония в следующем году, после присоединения 500 французских поселенцев, достигла населения в 1200 человек.

В ноябре 1653 года из Виндавы отплыл и 20 мая 1654 прибыл на Тобаго корабль в сопровождении 40-пушечного фрегата "Die Herzoginn von Churlandt". На борту корабля прибыли 25 офицеров, 124 солдата и 80 семей колонистов, среди которых были как немцы, так и латыши. Капитан Виллем Молленс объявил остров "Новой Курляндией". Все переселенцы, в том числе солдаты и ныне свободные крепостные крестьяне, получили в собственность землю. Форт, воздвигнутый на юго-западе острова, получил название Форт-Якоб, а окружающий его город был назван Якобштадт. Окружающая местность получила курляндские названия: Большой курляндский залив, Залив Якоба, Новая Митава, Залив Либау, Малый Курляндский залив.

В том же 1654 на юго-восточном берегу высадились голландцы и тоже стали основывать плантации, форт и посёлок. Вскоре голландцев стало так много, что осенью 1655 они напали на курляндцев и попытались захватить форт, но безуспешно. Начав переговоры голландцы обещали подчиниться, поэтому губернатор разрешил им остаться на острове, что позже подтвердил герцог Якоб. К 1659 на Тобаго было уже 900 семей курляндских колонистов. За это время на остров приходили несколько кораблей: в 1655 и 1656 - фрегат "Constantia", второй раз - в сопровождении фрегата "Die Pax", в 1657 - галиот "La Duchesse", в 1658 - фрегаты "Die Dame", "Der Cavalier", "Der Konig David" и шлюп "Der Iseländer".

Узнав о вторжении шведов в Курляндию, в 1659 году предводители голландцев Андриан и Корнелиус Лампсини решили, что наступил выгодный момент для захвата острова. Чтобы избавиться от курляндских кораблей, стоявших в это время в гавани Якоба братья распустили слухи, что солдатам не заплатят, так как герцог попал в плен к шведам. Когда корабли ушли, они собрали своих сторонников и захватили форт. В обмен на сдачу форта он предложил отправить колонистов в Голландию, где бы им выплатили денежное вознаграждение. Солдаты подняли мятеж, командир гарнизона Отто Штиль был вынужден подчиниться и был арестован.

Как только герцог Якоб был освобождён, то заключил договор о колониях с Англией и в 1660 году Тобаго формально курляндцам вернули. По договору англичане помогали в отвоевании Тобаго у голландцев, но вышло несколько не так, как рассчитывал герцог - захватив остров, англичане ограбили жителей, разорили плантации и часть рабов продали на Барбадосе. На следующий год остров захватили французы, изгнали англичан, вновь всё разграбили и уплыли. А в 1667 остров вновь отбили голландцы.

На мирных переговорах в Бреде герцог пытался поднять вопрос о принадлежности Тобаго, но никто не обратил на него внимание, поэтому Якоб решил действовать самостоятельно. Осенью 1668 на Тобаго вышел корабль "Der Islandfahrer" с 40 датскими наёмными пехотинцами, однако командиры перессорились между собой, поэтому экспедиция сорвалась. В 1671 туда отправился шлюп "Die Möwe von Churlandt", но на обратном пути он был захвачен французами, а в следующем году был направлен "Die Möwe". В декабре 1672 остров вновь захватили англичане, голландцы были уведены в плен, негры проданы на Барбадосе и Тобаго почти обезлюдел.

В 1674 между Англией и Голландией был заключён мир и англичане известили герцога Якоба, что Тобаго освобождён. Весной 1675 герцог послал на Тобаго 2 корабля: "Das Einhorn" и "Der Iseländer", но иностранные экипажи распродали товары в портах Дании и дезертировали, бросив корабли в Копенгагене. В 1676 герцог Якоб послал ещё 2 корабля с пушками строителями и продовольствием: "Das Island" и "Der Orpheus", но в пути они были захвачены французкими пиратами. Некоторое количество колонистов в 1677 всё-же смогло добраться до Тобаго, при этом по пути галиот "Die Rose" был захвачен французами, хотя позже, по видимому, возвращён.

Курляндия в это время была разорена и не могла организовывать большие экспедиции. Герцог обратился за помощью к Англии и в 1680 король приказал губернатору Барбадоса оказать курляндцам помощь. Опираясь на эту помощь герцог послал на Тобаго ещё 1 корабль с колонистами, солдатами, инструментами и продовольствием - "Die Meermin" в сопровождении фрегата "Der Schwann".

Около года колонисты жили в мире, но вскоре остров совместно захватили индейцы с Тринидада и французкие пираты. В 1681 герцог послал ещё 2 корабля с новыми колонистами. Они с большим трудом, при постоянных набегах индейцев, начали вновь налаживать хозяйство. Жестокая война с индейцами длилась 22 месяца, но индейцы вынуждены были отступить. Попытка передать управление островом частной торговой компании окончилась неудачно.

После смерти герцога Якоба, его сын герцог Фридрих-Казимир в 1687 разделил владение Тобаго с Бранденбургом и отправил на остров нового губернатора Альтенбокума на корабле "Das Wappen von Tobago", а когда через 4 года был заключён договор о совметной колонизации острова, вновь начались набеги индейцев и англичан. В 1691 курляндцы вернулись на родину, фактически остров был заброшен и забыт, хотя губернаторы продолжали назначаться до 1795 года.

В 1710 герцог Фридрих-Вильгельм (сын Фридриха-Казимира) заключил договор с Петром I, по которому русский царь обещал позаботиться о курляндской колонии, но скорая смерть герцога лишила договор силы. В 1737 умер последний представитель рода Кетлеров, Англия объявила о аннулировании договора Курляндией, так как о. Тобаго передавался роду Кетлеров, а не Курляндии. Эрнест и Петер Бироны также интересовались островом, но уже безуспешно.

Впрочем, для Англии пользы от Тобаго было немного и она им не занималась, чем воспользовались пираты Карибского моря и создали на острове свои базы, вынудив англичан в 1770-е годы таки навести там порядок. Ныне это часть независимого с 1964 году государства Тринидад и Тобаго.

 

 

КОЛОНИЯ ГАМБИЯ

Якоб, наладив судостроение и поднакопив сил, решил занятся работорговлей. Хотя рабов из Африки вывозили ещё арабы, на промышленный уровень негроторговлю вывели в 17 веке англичане. В этом бизнесе участвовали и сами негры - живущие у берегов племена захватывали рабов в глубине Чёрного континента и перепродавали их белым людям. Постепенно торговля распространялась вглубь Африки по судоходным рекам, и герцог Якоб быстро нашёл незанятое место - устье Гамбии.

В 1651 герцог Якоб приказал своему представителю в Голландии – фон Денингену завербовать роту пехотинцев для закрепления в Гвинее, в бассейне реки Гамбия. 3 сентября 1651 корабль герцога "Der Walfiehs" вышел в Африку, в Амстердаме погрузил упомянутую роту, и 25 октября он прибыл в устье Гамбии. Здеь агенты герцога начали переговоры с местными правителями о покупке у местного правителя по имени Кумбо острова, запиравшего выход в море из реки. После покупки остров назвали о. Св. Андрея. У вождей Барра и Косана был куплен участок побережья напротив острова. На самом острове началась постройка форта. В нём разместились губернатор и отряд войск, вне форта курляндцы построили лютеранскую церковь, жилые дома, склады, бараки для негров-рабов и тюрьму. На берегу реки были основаны 13 факторий по голландскому образцу, в которых велся обмен с местными племенами.

На Рождество 1651 в Гамбию пришли шлюпы "Der Crocodill" с товарами из Курляндии для торговли с местными жителями и с 60-70 солдатами и "Die Pietas". Население колонии после прибытия второй партии составляло около 200 человек - в основном солдат и купцов. В середине марта 1652 о. Св. Андрея оставил "Der Crocodill" с колониальными товарами и 21-го июля он пришёл в Виндау. "Die Prudentia" прибыл в начале августа, тоже с богатым грузом.

Голландцы видя успехи герцога Якоба, начали ему препятствовать. В 1652 их корабли остановили "Der Walfiehs" на пути в Гамбию и заставили его вернуться в Курляндию. В сентябре 1652 герцог Якоб послал в Гамбию 3 корабля ("Die Grosse Chur" и "Die Patentia" и "Das Wappen von Churlandt"), которые не добрались до цели по своей вине. Во главе этой экспедиции был поставлен голландский авантюрист Якоб де Мулен. Придя в Копенгаген он распродал товары с кораблей, а деньги пропил, в конце концов офицеры взбунтовались и арестовали его. Экспедиция вернулась в Виндау и только в следующем году и в конце мая снова вышла в Гамбию, теперь уже под командованием лейтенанта фон Трейдена.

В 1653 голландцы захватили в разных местах 2 курляндских корабля ("Die Invidia" и "Die Temterantia"). Однако "Der Crocodill" и "Die Patentia" смогли дойти до Гамбии и вернутся обратно в Виндау. Причём второй доставил на о. Св. Андрея ещё одну роту войск (5 офицеров, 14 сержантов, 67 солдат).

В конце апреля 1654 в Гамбию вышли 4 новых корабля (в т. ч. "Die Pietas", "Die Prudentia"), командовал экспедицией датский полковник Зейц. Они пришли на о. Св. Андрея, но тут Зейцу не понравилось назначение его губернатором и он отправился обратно. Зейц сбежал в Гамбурге, украв 15.000 талеров.

Новым губернатором Гамбии был назначен капитан Отто фон Штиль. В 1655 он реорганизовал управление колонией по голландскому образцу. Наряду с губернатором был назначен торговый директор, а им подчинялись комиссары, управлявшие каждый лишь одной отраслью. При малочисленности курляндцев фон Штиль опирался и на местных жителей, что одобрял герцог. Однако курляндцы занимались и чёрной работорговлей. Часть негров вывозили на плантации на о. Тобаго, часть продавали американским плантаторам. Гамбия была для герцога Якоба лишь опорным пунктом меновой торговли с местными жителями. По берегам Гамбии , вглубь материка, было устроено 13 постоянных факторий – на расстоянии до 300 км вдоль реки. Меняли слоновую кость, воск, шкуры, перец, пальмовое масло, земляные орехи, золото и т.д., на изделия из металла.

Когда во время очередной польско-шведской войны (1654-1660), осенью 1658 шведы захватили и разорили метрополию, а герцог попал в плен, этим воспользовались голландцы для захвата курляндских колоний. В феврале 1659 курляндский консул в Амстердаме Момбер передал (за соответствующее вознаграждение) голландцам всю курляндскую Гамбию. Прибывшие к о. Св. Андрея голландские корабли потребовали сдачи форта, но капитан фон Штиль отказался. Тогда голландцы подкупили гарнизон форта. Солдаты заковали в кандалы фон Штиля и передали его голландцам (позже он был освобождён и отплыл в Амстердам).

Однако Гамбией заинтересовалась и Швеция. Голландцы оставили в форте св. Андрея только старый гарнизон мятежников, а сами уплыли. Воспользовавшись этим шведы, наняли французских пиратов и совместно с ними захватили форт. В 1660 фон Штиль навербовав отряд пехотинцев, отправился в Гамбию и высадился на острове Святого Андрея, не встретив на своем пути никакого сопротивления. Но уже через 3 недели туда подошли 3 голландских военных корабля и предложили фон Штилю сдаться. Так как фон Штиль отказался, началась длительная бомбардировка форта и в конце концов гарнизон сдался, фон Штиль снова был взят в плен, но местный вождь приказал схватить всех голландцев и потребовал освобождения фон Штиля. Голландцы выполнили это требование, но вождь также приказал блокировать о. Св. Андрея. Голландцы продержались 4 недели, потом из-за голода и жажды им пришлось покинуть остров.

Вскоре после голландцев 18 марта 1661 года у форта появились англичане (5 кораблей и 3.000 солдат). Началась новая бомбардировка. Фон Штиль видя невозможность сопротивления с 70 солдатами, сдался. Однако местные племена вновь поднялись на борьбу и англичане оказались в тяжёлом положении. Тогда они предложили герцогу Якобу в обмен на Гамбию о. Тобаго. При этом курляндские корабли могли по-прежнему приходить в Гамбию для торговли. Герцог согласился, но впоследствии англичане перестали пускать курляндские корабли дальше устья, протесты герцога игнорировались. Впоследствии герцог Якоб планировал отправить военную экспедицию, для восстановления владений в Гамбии, но из-за нехватки средств вынужден был отменить её. Тем не менее торговые курляндские корабли продолжали приходить в Гамбию вплоть до 1692 года.

Форт-Джеймс был заброшен в 1779 году, уступив место основанному французами форту Альбреда на северном берегу. Тем не менее, руины сохранились настолько хорошо, что в 2003 году вошли в фонд ЮНЕСКО. Остров теперь имеет местное название Кунта-Кинтех.

 

 

СУДОСТРОЕНИЕ И ФЛОТ

К сожалению, кроме названия и числа пушек, о курляндских кораблях обычно ничего не известно. Отсутствуют и визуальные материалы (прежде всего подлинные чертежи). Сложно также определить тип судов - многие указанные в качестве фрегатов могли оказаться в действительности распространёнными в ту пору флейтами, которые часто довооружали до "фрегата". Много вопросов и к количеству пушек - вероятно, часто при подсчёте учитывались мелкие орудия (вертлюги, пищали).

При этом стоит учитывать особенность флота Якоба - в первую очередь он предназначался для торговли с колониями, поэтому большинство кораблей были предназначены для перевозки грузов. Военные корабли, скорее были "конвойными", с относительно большим количеством малых пушек, вполне достаточным для отпугивания африканских пиратов. При встрече с английскими, голландскими и французскими кораблями они обычно сразу спускали флаг. Впрочем, и французские частные каперы обычно сразу их захватывали.

Чисто боевые корабли строились лишь во время Северных войн, и то с ними не всё гладко. Так, например в полном списке шведских кораблей есть данные о нескольких захваченных и реквизированных курляндских судах – они все небольшие, слабо вооруженные и дурно построенные; вскоре были списаны. Видимо, самый большой – 50-пушечный "Prinz Friedrich Wilhelm", построенный в Виндаве и захваченный шведами в 1702 г. (22-8ф, 22-6ф. 6-4ф, 132-32’6-14 футов, утонул в 1712 г.) Обращает внимание крайне слабое вооружение.

Данные о количестве кораблей в составе курляндского флота очень разнятся. Во многом это связано с размытостью понятий "военный" и "торговый" корабль. Из-за постоянных войн и пиратства практически все торговые суда несли то или иное вооружение. В то же время, часто курляндцы свои военные корабли для рейсов в колонии переоборудовали в грузовые, бывало также, что корабль шёл в колонию, как военный, там выгружал пушки для вооружения колонии, загружал товары и шёл назад, как грузовое судно. Число пушек, таким образом, менялось в зависимости от конкретного случая, чтобы разместить на их место груз или людей. Также, некоторые хронисты, вероятно, называли военными кораблями все, плавающие под герцогским флагом, в отличие от частных судов. Про многие упомянутые суда даже нет указаний, принадлежали ли они герцогу, или были частными.

Главный хронист того времени Veigands пишет, что у герцога Якоба было 44 вооружённых военных корабля, 15 транспортных военных кораблей, 60 торговых кораблей и большое количество малых судов. Однако можно предположить, что этот список неполный, цифра 60 торговых судов основывается на том, что эти корабли никогда не применялись для военной службы, хронист Ekerts пишет о 44 военных кораблях и 79 торговых судах. Встречаются и другие цифры: 65 военных и 130 торговых кораблей, существовавших правда не одновременно. Всего имеются записи о полутора сотнях судов за период 1638-1698 гг., в основном построенных на Виндау или Либаве, но даты постройки обычно не указаны, а во многих случаях - не указано даже название. Предположительно, в лучшие времена (в 1650-х гг) флот имел в своём составе одновременно максимум 15-35 военных кораблей.

Списки кораблей сохранились только за октябрь-декабрь 1658 и март 1659, в них отмечается 31 корабль: 3 в постройке и 28 в строю, 772 пушек, но на кораблях стояло только 528 пушек, 22 находились на складах в Копенгагене, остальные были оставлены в Виндау (сняты для увеличения грузоподъёмности кораблей). Из упомянутых 28 кораблей : 7 – 2-дечных фрегатов, 1 – 2-дечный галиот(?!), 8 фрегатов, 7 корветов (флейтов), 3 галиота и 2 буса. Из них 4 были невооружены, 24 корабля имели от 15 до 72 пушек. Несмотря на мощное вооружение ни один корабль герцогства не участвовал в каких-либо боях. Капитанам предписывалось приветствовать все государственные флаги, самим не нападать и обходиться переговорами, поэтому если случались нападения, то наёмные капитаны предпочитали сдаваться.

тип корабля 1638-1658 1660-1681 год неизвестен всего
2- дечн. Фрегат 9 2 4 15
Фрегат 15 5 5 25
Корвет (Флейт) 9 5 7 21
Галиот 9 10 7 26
Бус 2 2 - 4
неизвестный тип 5 4 2 11
всего 49 28 25 102

 

Верфи в Виндау и Голдингене были основаны в 1638 году. Сперва они работали довольно вяло - не хватало специалистов и мастеров. На этих верфях корабли строились долго и в малом количестве — примерно один крупный и два малых корабля в год. К 1640 году флот Курляндии насчитывал единицы военных и торговых кораблей весьма малых размеров и с плохим вооружением, но с 1643 началось поточное кораблестроение и к 1650 году, по информации профессора Генриха Дидерихса, Курляндия уже владела около 10 судами, вооруженными 24–36 пушками - это не считая торгового флота.

Верфь в Виндау была наиболее крупной. Находилась она на левом берегу Венты, выше города по течению. На верфи работало до 100 чиновников, мастеров и подмастерьев и несколько сотен рабочих. Одновременно могли строиться 5 кораблей. Крупные корабли строились также в Лиепае, а малые в Энгуре, Каугури, Берзциемсе, Кулдиге. Постройка крупного корабля продолжалась 15-24 месяца и стоила 45.000-100.000 флоринов. Первые мастера-кораблестроители были голландцы, затем появились немцы, в основном из Кольберга и Любека.

Первым кораблем, построенным в Виндау, был заложенный в 1639 году 24 п. корабль (шлюп) "Die Fortuna" (по другим данным первым построили галиот "St. Jakob" вместимостью около ста тонн). Всего на этой верфи было построено 80 торговых судов различных типов и около 40 военных кораблей. Самым маленьким из кораблей был 4...6-п. галиот "Der Jäger", а самым большим - 72-п. "Das Wappen und Bildtnis der Herzoge von Churlandt", строились и более крупные корабли - вплоть до 100-пушечного, но они были сожжены Шведами на стапеле в 1659 году. По окончании войны в 1660 верфь восстановили и она продолжила постройку колониальных кораблей, просуществовав до 1717 года, когда была окончательно разрушена в ходе Северной войны.

На верфях работали десятки кораблестроителей, в лучшее время - до ста мастеров, чиновников и ремесленников. Для оснащения построенных кораблей в городе или рядом с ним имелись железоплавильные и смоляные печи, пушечные заводы, производилась парусина и канаты, якоря и гвозди. Также в княжестве изготавливалось стекло, ткани, порох, бумага и др.

С деревом дело обстояло сложнее - в курляндских лесах можно было добывать только мелкую древесину, крупные дубовые стволы для мачт и киля приходилось закупать за границей. Также уголь доставляли из Любека, а коноплю для канатов - из Риги.

Следуя традициям того времени, корабли герцога Якоба имели высокий уровень художественной отделки. Рисунки некоторых украшений сохранились в архивах герцогов Курляндских, поскольку альбомы с орнаментом были разработаны и напечатаны в Европе. По словам историка Штрумфа, скорее всего был приглашен из Голландии художник резьбы по дереву Николас Сефренс с сыном, Николасом Сефренсом. Оба Сефренса заложили основу для Вентспилсской школы скульпторов по дереву, а самый молодой Сефренс считается самым выдающимся скульптором в стиле барокко в Латвии. Деятельность резчиков по дереву не остановилась после того, как верфь закрылась - мастера переключились на оформление церквей.

Боевые корабли по уставу в домашних водах должны были нести военный флаг, совпадающий с государственным флагом сюзерена - Польши (на оглавлении - слева), однако колониальные имели свой собственный, бордовый флаг с крабом.

 

 

ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ

1639 В Виндау построен галиот "Die Fortuna" и ушёл в рейс из Либау в Голландию.
1640 Осенью галиот "Die Fortuna"1640 погиб в Северном море. Другой галиот, "St. Jakob" ходил из Виндау через Ригу в Голландию и обратно.
1641 В феврале погиб галиот, "St. Jakob".
1642 Приход к власти Якоба. В Амстердаме по заказу за 19.000 флоринов построен 28-п фрегат "Der rote Löwe". В Амстердам также ходил 36-п фрегат "Das Wappen von Churlandt".
1643 "Der rote Löwe" и "Das Wappen von Churlandt" отправились на Тобаго с 300 поселенцами, но не смогли там закрепится, а затем корабли были захвачены голландцами.
1644 В виндау началась постройка кораблей на экспорт - для судовладельцев из Франции и Англии.
1645 У Доггербанки ограблен испанскими пиратами шлюп "Das gekronte Elendt von Churlandt" вместимостью 55 ласт.
1646 Галиот "Loysa Charlotta" ходил из Виндау в Голландию.
1648 У Остенде захвачен испанцами "Der Lux" вместимостью 100 ласт.
1651 30-п фрегат "Der Walfiehs" прибыл в Гамбию и основал колонию, куда вслед за ним прибыли 24-п шлюпы "Die Pietas" и "Der Crocodill" с товарами и солдатами. "Der Walfiehs" в том же году вернулся в метрополию.
30-пушечные фрегаты "Der Neptunus" и "Die Temperantia" в этот год ходили в каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури (второй - 4 раза).
1652 Шлюпы "Der Crocodill" и "Die Pietas" благополучно вернулись из Гамбии с товарами, по пути посетив Эльсинор. "Der Walfiehs" вышел во второй рейс в Гамбию, но почти в конце пути был остановлен голландцами и отправлен обратно. В Гамбию также были отправлены три других корабля: Фрегаты "Das Wappen von Churlandt", "Die Grosse Chur" и "Die Patentia", но дошли только до Копенгагена и вынуждены были вернуться. До Гамбии в этот год добрался только фрегат "Die Prudentia".
Шлюп "Johannes der Evangelist" и фрегат "Die Temperantia" ходили в каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури (второй - 2 раза).
1653 Шлюп "Der Crocodill" вновь посетил Гамбию, заходил и в Норвегию. В Гамбию так-же удачно сходили фрегаты "Die Grosse Chur" и "Die Patentia". В то же время трём другим кораблям не повезло: фрегаты "Die Invidia", "Die Temperantia" и шлюп "Der Lux" были захвачены голландцами. Фрегат "Der Neptunus" в этом году был сдан в аренду в Амстердаме, подробности неизвестны.
"Die Temperantia" до своего неудачного рейса в Гамбию успел в этом году 2 раза сходить в каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури.
1654 40-п фрегат "Die Herzoginn von Churlandt" сопровождал 1-ый транспорт с колонистами на Тобаго.
Гамбию посетили фрегат "Die Prudentia" и шлюп "Die Pietas".
В этом году в каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили шлюп "Die Levitas" и фрегат "Die Temperantia" (по видимому - 2-й).
1655 Тобаго посетил большой фрегат "Constantia".
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили шлюп "Der Crocodill" и галиот "Die Vanitas".
1656 "Constantia" вновь посетил Тобаго, теперь в сопровождении фрегата "Die Pax".
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Die Levitas" (3 раза) и "Die Temperantia" (2 раза).
1657 На Тобаго ходил галиот "La Duchesse"
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Die Levitas" (3 раза) и "Die Temperantia" (3 раза).
У берегов Ирландии погиб фрегат "Der Walfiehs".
"Die Patentia" снаряжён для рейса в Индию (?), не известно, ходил-ли.
1658 На Тобаго ходили: фрегаты "Der Cavalier", "Der König David" и галеас "Die Dame".
В Гамбию - шлюп "Die Clementia". В конце года в Гамбию вышел также шлюп "Die Concordia", но после выхода из Копенгагена был захвачен шведами и сожжён. В Копенгагене в этом году был также "Das Wappen von Churlandt".
Известно, что в этом году вышел из Гамбурга на запад фрегат "Die Prinzessin von Churlandt", более точных данных нет.
До начала войны в каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Crocodill" (1 раз), "Die Levitas" (5 раз) и "Die Temperantia" (4 раза).
1658-1859 Война со Швецией - в ходе войны корабли либо были захвачены шведами, либо укрывались в нейтральных портах.
Фрегат "Der Cavalier" и галеас "Die Dame" на обратном пути с Тобаго укрылись в Голландии. В Амстердаме также находились фрегаты "Die Patentia" и "Die Prudentia".
В португальских водах находился фрегат "Der junger Prinz von Churlandt", позже он перешёл в Гамбург.
Фрегат "Die Pax" и шлюп "Die Clementia" по пути из Гамбии зашли в гавань Копенгагена, где формально перешли в состав Бранденбургского флота под видом аренды. В дании остался также фрегат "Die Grosse Chur", который перешёл под датский флаг и позже погиб при поражении датчан от шведов. За это датский король выдал герцогу Якобу соляную привилегию в Норвегии.
Фрегат "Fidelitas" ходил с грузом ржи в Гамбург, где и остался до конца войны.
В английских портах нашёл убежище шлюп "Das Wappen der Herzoginnen Lovise Charlotte von Churlandt".
Шлюпы "Der Crocodill" и "Der Lux" успели покинуть Виндау и укрылись до конца войны в Данциге. "Die Temperantia" ушёл в Клайпеду, откуда через Зунд - в Амстердам.
В Любеке укрылись: "Die drey Heringe", идущий на Тобаго "Der Iseländer", а также возвращающиеся с Тобаго "Der König David" и "Der König David".
В Кёнигсберге спрятался идущий во Францию бус "Der Lachs".
Шведы захватили и сожгли: у Копенгагена - идущий в Гамбию шлюп "Die Concordia", в Зунде - "Der Jäger", у причала в Виндау - новые корабли "Das Wappen und Bildtnis der Herzoge von Churlandt", "Fortitudo", "Jacobus Minor".
1660 Стоящий в Амстердаме "Die Patentia" продолжил прерванный рейс (в Индию?), но у Лиссабона был захвачен португальцами.
1661 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Iseländer" (2 раза), "Der Kazze" (1 раз) и "Der Lachs" (1 раз).
1662 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходил "Der Iseländer" (2 раза).
"Die Hering" ходил в Голландию через Копенгаген.
1663 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Die drey Heringe" (2 раза), "Der Lachs" (1 раз) и "Der Orpheus" (1 раз).
1664 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходил "Der Schwann" (2 раза).
1665 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходил "Die Parsimonia" (1 раз).
1666 "Die Parsimonia" доставила из Виндау во Францию 468 тонн льняного семени, а также ходила каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури (3 раза) вместе с "Der Schwann" (1 раз).
"Die Pietas" был арестован в Голландии, позже перекуплен бранденбургским Курфюрстом.
"Der Lachs" ходил на лов сельди.
1668 "Der Islandfahrer" с 40 датскими наёмными пехотинцами вышел в Тобаго, заходил в Копенгаген и Эльсинор, однако командиры перессорились между собой, и корабль прибыл на британский Барбадос.
"Der Cabeljau" доставил из Норвегии груз железа.
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Kazze" (1 раз) и "Die Parsimonia" (3 раза).
1669 "Die drey Heringe" ходил во Францию с пшеницей и овсом и обратно с солью.
"Der Mohr" посетил Гамбию, но на обратном пути погиб у Ирландского побережья.
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Die Parsimonia" (3 раза) и "Die Möwe von Churlandt" (2 раза).
1670 "Die Möwe von Churlandt" ушёл на Тобаго, но вынужден был остановиться (на ремонт?) в Ньюкасле.
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходила "Die Parsimonia" (3 раза).
1671 "Die Möwe von Churlandt" перешёл из Ньюкасла на Тобаго.
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Die Parsimonia" (3 раза) и "Der Butte" (1 раз).
1672 "Die Möwe von Churlandt" при возвращении с Тобаго был захвачен французами. На Тобаго ушёл "Die Möwe" (?)
"Jacobus Major" перевозил курляндские полки в Голландию.
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Die Parsimonia" (2 раза) и "Der Kazze" (1 раз).
1673 На Тобаго ушёл "Das Einhorn", по пути захвачен голландцами, но позже освобождён.
"Die Parsimonia" выполнил рейс в зап. Европу.
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Die Parsimonia" (2 раза), "Der Hirsch" (2 раза), "Der Kazze" (1 раз).
1674 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходил "Die Parsimonia" (2 раза).
1675 На Тобаго вышли "Das Einhorn" и "Der Iselander", но иностранные экипажи распродали товары в портах Дании и Голландии и дезертировали - первый в Копенгагене, второй - в Амстердаме.
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Die Parsimonia" (2 раза), "Der Hirsch" (2 раза) и , "Der Kazze" (2 раза).
1676 На Тобаго были отправлены "Der Orpheus" и "Die Rose", но они были арестованы в Роттердаме.
1677 Арестованные корабли отпустили из Амстердама, но они практически сразу были захвачены французами у Дюнкерка.
Также на Тобаго отправился галиот "Das Island", но вынужден был зайти (на ремонт?) в Плимут.
"Der Orpheus" и "Die Rose" были отпущены из Роттердама, но вскоре были арестованы уже французами и освобождены только к 1680 г.
1678 "Das Island" после ремонта дошёл до Тобаго, но на обратном пути был в Зунде захвачен французами.
Из Виндау вышел с товарами "Der Karp", вероятно - в зап. Европу.
1680 "Sta. Sophia", "Der Carper" и "Der Schwann" ходили в Амстердам. Возможнл туда-же - "Die Makrele" с грузом ржи и льняного семени.
После этого "Der Schwann" и "Die Meermin" ушли на Тобаго, посетив по пути Эльсинор.
"Der Salamander" ходил в Гамбию, но там перешёл к англичанам.
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Cabeljau" (1 раз), "" (2 раза), "" (1 раз).
Также в этом году вновь упоминаются, как курлядские ранее захваченные французами "Die Rose" и "Der Orpheus", а также некий "Den Engel".
1681 На Тобаго отправился фрегат "Der Blumentopf", но по пути попал в руки пиратов.
Амстердам посетили "Der Cabeljau", "Der Carper", "Die Makrele", "St. Casimir", "St. Ignatius" и "Sta. Sophia".
"Der Hay" и "Der Salamander" ходили с грузом дубовых досок в Англию, "Der Hay" затем - с грузом досок и дёгтя во Францию.
В каботажный рейс из Виндау в Энгури ходил "St. Casimir" (1 раз).
1682 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Carper" (1 раз), "Der Hase" (2 раза), "St. Casimir" (1 раз) и "St. Ignatius" (1 раз).
В этом году умер герцог Якоб.
1683 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Butte" (1 раз), "Der Cabeljau" (1 раз), "Die Garneele" (1 раз) и "Sta. Sophia" (1 раз).
1684 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Cabeljau" (1 раз) и "Sta. Sophia" (1 раз).
1685 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Butte" (1 раз), "Der Carper" (1 раз), "Der Elefant" (1 раз), "Die Garneele" (1 раз), "Der Hase" (1 раз), "Der Heringsfänger" (1 раз) и "St. Ignatius" (1 раз).
1686 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Butte" (1 раз), "Der Carper" (1 раз), "Der Elefant" (1 раз) и "Der Hase" (1 раз).
1687 На Тобаго на "Das Wappen von Tobago" отправился новый губернатор Альтенбокум, по пути попал в сильный шторм, ремонтировался на Фарерских островах и через Берген вернулся в Виндау.
В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Butte" (1 раз), "Der Carper" (2 раза), "Die Makrele" (1 раз) и "Der Hase" (1 раз).
1688 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Carper" (2 раза), "Der Hirsch" (1 раз), "Der Heringsfänger" (1 раз) и "Stadt Windau" (1 раз).
1689 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходили "Der Carper" (1 раз), "Der Hirsch" (1 раз) и "Insell Tobago" (2 раза).
1690 В каботажный рейс из Виндау в Энгури и Каугури ходил "Stadt von Aventure" (1 раз).
1691 В каботажный рейс из Виндау в Каугури ходили "Der Hirschbock" и "Stadt von Aventure", на обратном пути захвачены шведами.
1696 "Die Carpee" арестовыван шведами, позже освобождён.
1699 "Die Carpee" отвёз груз в Энгури.

 

 

КОРАБЛИ КУРЛЯНДСКОГО ФЛОТА (по дате первого упоминания)

 

В эпоху повальной неграмотности матросов, а часто и командиров, вместо надписи на борту, название указывалось гербом или другим изображением на корме. Иногда оно дополнялось надписью (обычно - на латыни), которая могла быть не названием, а девизом. Поэтому, даже в документах один и тот же корабль мог иметь несколько вариаций имени и может оказаться, что какие то указанные здесь два корабля - на самом деле - один и тот-же.

большие корабли
1659 1х100-п, 1-84-п, 1-80-п, 72-п. "Das Wappen und Bildtnis der Herzoge von Churlandt", 2х60-п., в т. ч. "Fortitudo"

 

40-46 п. корабли
1654 40-п. "Herzogin von Kurlandt"
1655 44-п. "Constantia"
1656 46-п. "Pax"
1657 40-п. "Dame", 40-п. "Cavalier"
1658 40-п. "Prinzessin von Churlandt", 40-п. "Prinz von Churlandt"
165? 46-п. "Scientia", 40-п. "Justitia"
1664 40-п. "Schwann"
1672 40-п. "Jacobus Major"
1678 ?-п. "St. Casimir", ?-п. "St. Sophia"
1694 ?-п. "Die Durchlauchte Hertzogin von Churlandt"
16?? 42-п. "Das Wappen des Herzogs Jacobus von Churlandt", 40-п. "Das Wappen von Churlandt und des eysernen Mannes"

 

фрегаты
1642 28-п. "Der rote Löwe", 36-п. "Das Wappen von Churlandt", 34-п. "Das Elendt" ("Das gekronte Elendt von Churlandt")
1651 30 п. "Der Walfiehs", 30-п. "Der Neptunus", 30-п. "Die Temperantia"
1652 36-п. "Das Wappen von Churlandt", 34-п. "Die Prudentia", 28-п. "Die Patentia", ?-п. "Die Grosse Chur"
1653 32-п. "Die Invidia"
1654 30-п. "Die Temperantia"
1658 32-п. "Der König David", 28-п. "L´Esperance", 20-п. "Fidelitas"
165? 32-п. "Die Innocentia", 32-п. "Constantia", 28-п. "Die Concordia"
1663 32-п. "Der Orpheus"
1668 36-п. "Der Cabeljau"
1669 32-п. "Der Mohr" (I)
1671 36-п. "Das Wappen von Hessen-Homburg"
1672 32-п. "Der Mohr" (II)
1681 32-п. "Der Blumentopf"

 

шлюпы, корветы, флейты
1648 ?-п. "Der Lux"
1651 24 п. "Die Pietas", 24 п. "Der Crocodill"
1652 24 п. "Johannes der Evangelist", 20 п. "Johannes der Täuffer"
1653 24 п. "Die Levitas"
1656 24/32 п. "Die Herzoginnen Loyise Charlotte von Churlandt"
1658 24 п. "Jacobus minor", 24 п. "Der Jungste Prinz von Churlandt", 20 п. "Die Clementia", 16 п. "Die Concordia", 15 п. "Der Lux"
165? 24 п. "Die Fortuna", 24 п. "Die Ringeltaube", 20 п. "Die drey Heringe"
1665 24 п. "Die Parsimonia"
1668 24 п. "Der Grönlandfahrer", 15 п. "Der Islandfahrer"
1669 20 п. "Die Meve von Churlandt"
1673 ?-п. "Das Einhorn"
1676 24 п. "Der Walfiehs", 20 п. "Die Meve" (II)

 

галиоты, прочие малые корабли и суда с не указанным типом
1639 галиот "Die Fortuna"
1640 галиот "St. Jacob"
1647 галиот "Loysa Charlotta"
1653 галиот "Der Lux"
1655 галиот "Die Vanitas"
1657 галиот "La Duchesse"
1658 галиот "Der Isländer", 6-п. галиот "Der Jäger", бус "Die drey Heringe", бус "Der Lachs"
1661 ?-п. "Der Kazze"
1662 ?-п. "Die Hering"
1671 галиот "Die Butte" ("Die Kurische Butte")
1673 галиот "Der Hirsch"
1677 ?-п. "Das Island", ?-п. "Die Rose"
1678 ?-п. "Der Karp"
1680 галиот "Der Carper" ("Die Carpee"), бус "Die Macrell", ?-п. "Der Elefant", ?-п. "Die Meermin", ?-п. "Der Salamander", ?-п. "Den Engel"
1681 галиот "Der Hay", галиот "Der Salamander", ?-п. "St. Ignatius", ?-п. "Der Hirsch"
16?? галиот "Der Bär", галиот "Fides", галиот "Der Kauz", галиот "Temeritas"
1682 ?-п. "Der Hase"
1683 ?-п. "Die Garneele"
1685 ?-п. "Der Heringsfänger"
1687 ?-п. "Das Wappen von Tobago"
1688 ?-п. "Stadt Windau"
1689 ?-п. "Insell Tobago"
1690 яхта "Stadt von Aventure"
1691 ?-п. "Der Hirschbock"
???? ?-п. "Das Eichhornchen", ?-п. "Das Hecht"

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1 R. C. Anderson. Naval wars in the Baltic during the Sailing Ship Epoch
2 J. Juškevič "Hercoga Jēkaba laikmets Kurzemē" Rīga 1931
3 G. Bundure "Senatnē Latvijās kolonijās: Gambija, Tobago" Rīga 1992.





 

 


Остатки курляндского форта на острове Джеймс (быв о. Св. Андрея).

Остров Джеймс (быв о. Св. Андрея).

Остров Джеймс (быв о. Св. Андрея).

Большая Курляндская бухта на о. Тобаго.