Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

БРАНДЕНБУРГСКИЙ ФЛОТ
(Kurbrandenburgische flotte, 1675-1701)

 

Первым немецим корблём под государственным флагом в восточной Балтике стал прусский галеон Roter Löwe, купленный в Голландии в 1601 году, вскоре после начала Польско-шведской войны. Его использовали c 1602 до 1607 в Пиллау в качестве сторожевого корабля, а в 1608 году отправили с грузом леса в Лиссабон и там продали вместе с грузом.

Весной 1626 Бранденбургский курфюрст Георг Вильгельм нанял (или приобрёл) в Гданьске через Джорджа Уильяма четыре корабля, спущенные в 1626 году (Welcome, Valentin, der Hoffnung, Kameel), которые должны были использоваться в составе флота Польши в войне против Шведов. Вскоре все они были захвачены без боя шведами в Пиллау.

Первая попытка Великого Курфюрста Бранденбурга создать свой собственный флот во время Северной войны (1655-1660) ограничилась маленькой флотилией Балтийского моря, собранной в 1656 в Пиллау и Мемеле - 3 корабля с 34 пушками в сумме. Началом флотилии послужил шведский корабль Förgyllda Lejonet, севший на мель у берегов Пруссии в 1655 году. В следующем году он был снят, отремонтирован, переименован в Clevescher Lindenbaum и принят в казну в ранге фрегата с 10 пушками. В следующем году к нему прибавился купленный в Кёнигсберге 7-пушечный флейт Kurfurst von Brandenburg. В 1659 году флотилию усилили ещё два корабля, нанятых на год в Курляндии: 30-пушечный Pax и 12-пушечный Clementia. Со временем флотилия была увеличена до семи крупных кораблей, трёх канонерских шлюпов и двадцати вооруженных лодок, которые успешно использовались против шведских кораблей и укреплений в заливе Фришез-Хафф со стороны Польши. После войны флот был сокращён из за отсутствия денег, и уже в 1662 году в его составе было всего восемь единиц. Есть упоминание, что между 1661 и 1664 гг. существовал корабль Kurprinz (или Churprinz), но не указано ни типа, ни размеров, ни судьбы.

С помощюю своего дипломатического мастерства при заключении мирного договора курфюрст добился полного суверенитета Пруссии. Впервые она оказалась без иностранного господства в собственных больших гаванях. Сначала курфюрст попытался получить прибыль с помощью торговых судов. Для этого в 1663 в Голландии были куплены два "торговых" фрегата: 26-пушечный Herzogtum Cleve и 24-пушечный Grafschaft Mark, но они позже были захвачены англичанами. В 1666 их вернули, но второй пришлось сразу продать. Только Herzogtum Cleve до 1670 оставался в Кёнигсберге, после чего под флагом Бранденбурга была одна только яхта курфюрста.

Лишь, когда в 1674 Бранденбург вступил в войну Империи с Францией, которую поддерживала Швеция, правительство Бранденбурга стало готовиться к участию в военно-морских операциях против неё на стороне Дании. В 1675 г. голландец Бенжамин Рауле (Benjamin Raule), торговец из голландского города Мидделбург, предложил Великому курфюрсту Фридриху Вильгельму свою службу. К этому времени Рауле имел десять судов разных размеров и получил каперское свидетельство на конфискацию шведских и нидерландских кораблей, которые снабжали Швецию. Он перешёл в Балтику с 6 своими кораблями: "фрегатами" Churprinz, Berlin, Potsdam и малыми кораблями Cleve, Bielefeld и Bulle. За четыре недели он захватил  21 шведское торговое судно.

Союзники Фридриха жаловались на вред, который эти каперы причиняли их торговле, результате чего в 1675 Фридрих вызвал Рауля и заявил ему бо отмене каперских свидетельств. Голландцы не признали захваченные шведские суда призами, так как вложили в них свои деньги, и их пришлось вернуть Швеции. Вместо этого Курфюрст поручил Рауле создание бранденбургского морского флота. Рауль поставил под флаг курфюрста два своих "фрегата" (Churprinz, Berlin), галиот Potsdam (вместо проданного по причине негодности одноимённого "фрегата"), галиот Cleve (два других признали негодными) и два пиннаса, и эти суда уже можно рассматривать, как входящие в состав флота Бранденбурга.

Рауле пришел к соглашению со своими представителями в Голландии о предоставлении в общей сложности десяти судов: четыре 14-п фрегата; два 10-п фрегаты 10 штук; четыре 5-п шнявы или шлюпа. В Договоре было указано, что пять из кораблей должны быть готовы в начале февраля. Все они были перечислены по имени: фрегат Jonge Marie, фрегат de Revenge, фрегат Swarte Briell, шнява Courier de Dounguerecke, шнява de Bille. Другие, не упомянутые суда должны быть готовы в марте. Контракт был подписан 15/25 февраля 1675.

Не смотря на "официальность" флотилии, Рауле продолжал каперство и достиг нескольких успехов против Испании. 25-26 мая 1676 года произошло Ясмундское сражение или сражение у Борнхольма. Бранденбургские корабли захватили один шведский корабль, отделившийся от флота восточнее Ясмунда, но в самом бою они участия не принимали. В следующем году они захватили ещё один малый шведский корабль.

В конце августа 1677 Ван Беверен с кораблями Churprinz (24 п.), Maria (6 п.) и Eichhorn  (12 п.) был послан в устье Эльбы с приказом захватить какой-нибудь французский корабль и привести его в Копенгаген или Карлштадт (на тот момент - бранденбургская крепость). Вероятно, поход был безрезультатным.

В 1678 бранденбургские войска при поддержке маленького флота заняли Штральзунд и Рюген. 26 сентября 1678 г. война закончилась.

За время войны флот постоянно рос: в 1676 он пополнился двумя фрегатами: Leopard и König von Spanien, флейтом-брандером Salamander, шнявой Prinz Ludwig, галиотами Potsdam, Maria, Diederich, Engel Gabriel, Spandau, Post, шаландами Hoffnung, Pierelepomp и, вероятно, еще несколькими невооружёнными судами. Половина из них были захвачены у противника. Потеряли только один корабль - галиот Cleve был захвачен французами. Другой галиот - Diederich - обменяли у шведов на две галеры.

В следующем, 1677 году флот пополнился, по крайней мере, фрегатами Maria Catharina, Windhund (второй скорее флейт), "быстроходным парусником" Prinz Philipp и двумя трофейными малыми кораблями: Einhorn и Eichhorn.

В 1678 флот получил три новых фрегата: Friedrich Willem, Goldener Löwe и Fuchs, а также один небольшой корабль Jäger. Но потери в этом году оказались значительными: König von Spanien и Maria Catharina разбились (?), Pierelepomp была потеряна в бою, Hoffnung пришлось вернуть хозяину, Windhund и Engel Gabriel также были вычеркнуты из списков.

До конца 1679 года в строй успели вступить ещё четыре фрегата: Dorothea, Roter Löwe, Prinzess Maria, Morian и шнява Wasserhund, а Friedrich Willem переименовали в Wappen von Brandenburg. Потери составили разбившиеся Goldener Löwe и Salamander, а также списанный Post. К концу года флот имел в составе 8 фрегатов, не считая не менее 6 более мелких кораблей.

В 1679 в Сен-Жермене был подписан мирный договор, по которому под давлением Франции, Бранденбург должен был вернуть Швеции завоеванные территории. Несмотря на горечь, Рауле уже имел небольшой флот. В начале 1679 он состоял из восьми судов общим вооружением в 172 орудия. Его целью было создание Бранденбургской Торговой Компании. Он положил курфюрсту соответствующий план. В "контракте" были названы: фрегат Friedrich Willem с 40 пушками, фрегат Dorothea с 30 пушками, фрегат Churprinz с 24 пушками, фрегат Leopard с 34 пушками, фрегат Roter Löwe с 20 пушками, фрегат Berlin с 16 пушками, шлюп Salamander с 4 пушками и ещё один корабль с 4 пушками. Кредитный период для этих судов должен был длиться шесть лет. Предыдущий война поглотила огромные суммы денег, и купить корабли в имущество Бранденбурга не удалось. Тем не менее, морское строительство продолжалось. Корабли были размещены в Пиллау, где были расширены порт и верфь.

Непосредственно после заключения мира с Францией, 29 июня 1679, правитель Бранденбурга успешно послал несколько судов блокировать Гамбург и добился выплаты долга в 100 000 талеров. В этом походе участвовали Dorothea, Berlin, Roter Löwe, Leopard, Prinzess Maria, Prinz Ludwig и Wasserhund.

Теперь он решил применить те же самые методы против более крупного врага, Испании. Здесь ему были должны не менее 1 800 000 талеров, одолженных во время последней войны, и так, как было немного шансов вернуть деньги, он решил возместить это, посылая суда против испанской торговли. С этой целью 14 августа 1680 семь судов, несущие в сумме 166 пушек, покинули Пиллау под командованием Клэса ван Бёверена. Сперва они подстерегали испанский "серебрянный флот" у побережья Америкии и захватили два корабля, которые были проданы на Ямайке, 18 сентября, это подразделение встретило в Канале и захватило испанский фрегат Carolus II.

Тем не менее, компания не принесла ожидаемого успеха. Бранденбургу пришлось отступить перед испанским превосходством. Ван Беверен вернулся в Пиллау с призом, который даже не окупил расходов на экспедицию.

Трофей вошёл в строй, как Markgraf von Brandenburg, ещё один фрегат, купленный в Голландии, назвали Wappen von Brandenburg, имеющийся корабль с таким названием переименовали в Dorothea, а имеющуюся "Доротею" в Goldener Löwe. Из малых кораблей была построенная в Пиллау шнява Vogel Greif, брандер Gruner Drache и несколько судов, захваченных в Любеке, которые через полтора-два года пришлось вернуть. Сокращения ограничились только списанными Leopard и Jäger.

В 1681 флот пополнился фрегатами Friedrich Wilhelm zu Pferde, Brandenburgischer Dragoner, Fortuna, Salamander, флейтом Seeritter, шнявами Litauer Bauer, Rommelpot, Bersteinfänger и гукором St. Peter. Не обошлось и без потерь - голландцы захватили Wappen von Brandenburg. И хотя позже вернули его, в строй он уже не вводился. Windhund пропал в море.

В 1681 Бенжамин Рауле стал генеральным директором (Generaldirektor) бранденбургского морского флота, в 1682 г. Фридрих Вильгельм, принц Бранденбургский, создал базу флота в Greetsiel, но вскоре перевёл её в Эмден на Северном море. Бенжамин Рауле основал в Кёнигсберге "Бранденбургско-Африканскую компанию" для колониальных захватов. Рауле подготовил два корабля, Wappen von Brandenburg и Morian. Они были отправлены под руководством бранденбургого капитана Филипп Петерсена Блонка в Западную Африку для исследования ситуации на месте. В мае корабли прибыли к побережью Гвинеи - которое также называлось Золотой Берег. Блонк без труда заключил "соглашение" с местными вождями на торговлю с Бранденбургскими судами и строительство укреплений. Трюмы обоих кораблей были заполнены слоновой костью и золотом и они направились в Пиллау, но голландцы - собственники торговой монополии - не терпели конкуренции. Они захватили Wappen von Brandenburg. Morian с грузом меньшей стоимости (ок. 1OOOOO талеров) без ущерба достиг Пиллау. Wappen von Brandenburg спустя несколько месяцев был возвращён без предъявления обвинения. Это был результат длительных переговоров посланника Бранденбурга в Гааге.

12 апреля 1681 курфюрст основал Морской Колледж в Пиллау. Пост директора занял Бенджамин Рауле. 7 марта 1682 была основана Бранденбургско-африканская компания

.

1682 год добавил только один флейт Friede, а три шнявы: Vogel Greif, Litauer Bauer и Rommelpot зачем то обменялись именами. Потерь было больше: фрегат Fuchs разбился, больше не упоминалась шнява Bersteinfänger, городу Любеку вернули захваченные ранее суда.

В том же году из Пиллау вышли Churprinz и Morian под руководством Отто Фридриха фон Грёбена, а 1 января 1683 он основал маленькую колонию на Гвинейском Золотом Берегу и поднял там бранденбургский флаг. В том же самом году он основал там замок Гроссфридрихсбург, как перевалочный пункт для товаров и как резиденцию. После продления контракта с лидерами племен 5 января 1683 корабли покинули Африку. Morian отплыл обратно в Пиллау. Churprinz отправился в Америку с грузом рабов. Таким образом курфюрст активно включился в прибыльный бизнес работорговли. Следующие базы были основаны на островах Аргуин в нынешней Мавритании и на острове Св. Томаса, ныне относится к Виргинским островам, США. Одновременное основание баз в Африке и Карибском море обещало доход от работорговли и импорта сахара.

Воспользовавшись спорами между князьями и сословиями в Восточной Фрисландии, Фридрих Вильгельм получил право на использование порта Эмден, чтобы получить доступ к Северному морю. Рауле сразу перенес оффис торговой компании в Эмден, где он даже основал верфь. Материал для верфи доставлялся из Пиллау. Адмиралтейство и деревянная церковь в Пиллау были демонтированы и отправлены в Эмден.

В 1683 Бранденбургско-африканская компания была перенесена в Эмден. На тот момент она имела 30 торговых судов и 10 военных кораблей.

В 1683 в Пиллау был построен новый фрегат Fuchs вместо погибшего. На слом был сдан брандер Gruner Drache.

В 1684 были построены: новый фрегат Kurprinz, буер Prinz Philipp (von Brandenburg) и шнява Rosenfelde. В Голландии был куплен флейт Wolkensäule, в следующем году переименованный в Derfflinger. Старый Kurprinz и галиот Spandau были списаны.

 


Великий курфюрст принимает парад флота, 1684 г. Слева "Friedrich Wilhelm zu Pferde", в центре яхта "kurfürstliche Große Jacht", справа "Markgraf von Brandenburg" - захваченный у Испанцев "Carolus II" (на картине ещё с испанским гербом (позолоченная конная статуя Карла II, на баке кто то держит испанский флаг), в далеке справа "Churprinz", в центре "Roter Löwe" и "Dorothea", крайняя слева - яхта "Bracke", за ней - "Windhund" и "Berlin".

По договору от 1 октября 1684 у курфюрста было десять кораблей, которые он мог использовать: Friedrich Wilhelm zu Pferde 50 орудий; Markgraf von Brandenburg 50 орудий; Dorothea 40 пушек; Churprinz 36 пушек; Fuchs 20 пушек; Friede 10 пушек; Vogel Greif 8 пушек; Rommelpot 8 пушек; Prinz Philipp 10 пушек; Marie 4 пушки. За эти суда курфюрст должен был заплатить 109 340 талеров, с рассрочкой платежа. Только с приобретением этих кораблей флот получил официальный государственный статус, что должно было остановить нападения со стороны голландских конкурентов.

В 1685 не было построено ни одного нового корабля, зато несколько покинуло строй: были вычеркнуты из списков: фрегаты Morian, Prinzess Maria, Salamander, старые галиоты Potsdam, Maria и Einhorn, продан флейт Seeritter, списана шнява Rosenfelde.

В 1686 был куплен в Голландии флейт Stad Emden, а в Кёнигсберге построили галиоты Hoffnung, Morian и Liebe. В 1687 - фрегат Kurprinzess и галиот Makarele, в 1688-1692 - фрегат Friedrich III и бригантину Grossfriedrichsburg. В этот период старый фрегат Berlin был захвачен судами голландской Ост-Индийской компании, испанцам продали Markgraf von Brandenburg. Больше не упоминались шнявы Prinz Ludwig, Litauer Bauer и галиот Makarele.

Указом от 9 мая 1687 Рауле было разрешено строить так много кораблей, как ему нужно и он основал верфь в Хафельберге.

В 1688 Фридрих Вильгельм умер, а его потомки не интересовались флотом. Фридрих III и его внук Фридрих Великий признали, что они не могли конкурировать с сильными европейскими флотами на море и сконцентрировались на создании лучшей в Европе армии, поддерживая хорошие отношения с военно-морскими державами, такими как Дания и Нидерланды. Однако ещё некоторое время колониальная политика по инерции работала.

Курфюрст Фридрих III стремится сохранить и расширить то, что создал его отец на море, но, однако, ему не хватало необходимых навыков. Новый курфюрст стремился обойтись без больших затрат. К морской торговле он не проявлял интереса. Это лило воду на мельницу противников ВМФ.

В конце 1688 Бенджамин Рауле потерял надзор над военно-морским флотом и президентство в торговой компании. Курфюрст Фридрих III назначил своего бывшего учителя и нового министра Эберхард фон Данкаймана председателен только что созданного главного Адмиралтейства в Берлине. Впервые было создано централизованное управление всеми морскими службами. Главному Адмиралтейству структурно подчинили колледж ВМФ и Африканскую компанию.

В 1689 не было приобретено ни одного корабля, зато про фрегат Brandenburgischer Dragoner говорили, что он пропал в море, хотя информация не подтверждённая, но в списках он больше не числился. Флейт Stad Emden был захвачен французами. В следующем году был продан фрегат Roter Löwe, но ввели в строй шняву Nordischer Löwe.

Эберхард фон Данкельманн предоставил руководство обоих органов своему брату Иоганну. Рауле стал управляющим директором. Он смог привлечь Иоганна на свою сторону. Иоганн особенно не волновался о судьбе Военно-морского флота, оставив лидерство Рауле, поэтому не удивительно, что в 1690 Рауле вернули общий надзор над военно-морским флотом.

В 1691 флот лишился шнявы Vogel Greif и галиота Morian, причины не указаны. В 1692  были построены последние боевые корабли бранденбургского флота - фрегаты Fliegender Drache и Schloss Oranienburg, а также флейт Afrikaner, но исчезли из списков большой фрегат Dorothea, отправленный на слом, и буер Prinz Philipp von Brandenburg.

Потери кораблей ставили под угрозу само существование компании и флота. Raule со своими кораблями пытался предотвратить надвигающуюся кончину, даже использовал крупные конвои. Летом 1692 отряд включал следующие суда: Friedrich Wilhelm (zu Pferde); Salamander; Kurprinz; Africaan (вероятно Afrikaner ?); Grossfriedrichsburg. Целью этого конвоя было Гвинейское побережье. Другой корабль, Nordseelöwe (Nordischer Löwe ?), отправился в Санкт-Томас. Чуть позже, удалось собрать второй конвой (сентябрь 1692). Архивные документы говорят о, что Педи, влиятельный член Правления Общества, этот проект финансировал в одиночку. Он нашёл необходимые деньги, привезенные из Голландии. Компания, следовательно, также жила на деньги голландских предприятий. Конвой состоял из: Friedrich III; Fliegender Drache; Die sieben Provinzen; St. Jacob (?).

В 1693 потеряли в бою с французскими кораблями фрегаты Friedrich Wilhelm zu Pferde и Salamander, а построен был всего один корабль - последнее, приобретённое бранденбургским флотом судно - шнява Charlotte Louise. К этому времени весь флот состоял из 6 фрегатов, 3 флейтов, 3 галиотов, 1 гукора, 3 шняв, 1 бригантины.

В 1694 попрощались с фрегатом Kurprinz, с флейтом Derfflinger, который был продан в Эмдене, с захваченным голландцами галиотом Hoffnung и с бригантиной Grossfriedrichsburg.

В августе 1694 года состоялось общее собрание торговой компании, обвинившее Рауле в "бесхозяйственности", убыточном судостроении в Хафельберге, несанкционированной торговли древесиной и неадекватном бухгалтерском учете и ограничило его свободу передвижений. Достройка фрегатов Churprinz и Windhund в Гамбурге и постройка ещё одного на верфи в Хафельсберге остановилась.

В 1695 на Карибских островах был брошен пришедший в негодность фрегат Goldener Löwe, а шнява Nordischer Löwe была захвачена британским капером, в 1696 в море пропал гукор St. Peter, а флейт Afrikaner также исчез из списков, 1697 год стал последним для пропавшего в море галиота Liebe и захваченного французами малого фрегата Fliegender Drache. В 1698 шнява Charlotte Louise была захвачена британским капером.

Смерть кюрфюрста лишила Рауле покровителя, он был обвинён в финансовых махинациях и 12 декабря 1698 заключён в тюрьму в Шпандау.

К моменту его ареста в некогда немалом флоте оставались всего лишь семь судов: фрегаты Fortuna, Friedrich III, Kurprinzess и Schloss Oranienburg и флейт Die sieben Provinzen. В 1699 флейт пропал в море, и к моменту освобождения Рауле четыре оставшихся фрегата в море уже не ходили.

(По другим данным,  к этому моменту флот насчитывал 7 кораблей, стоящих в Гамбурге: Friedrich III; Sieben Provinzen; Sophie Louise; Charlotte Louise; St. Martin и две яхты).

Рауле был освобождён в мае 1702, но потерял все своё имущество.

В 1701 Фридрих был коронован королем Пруссии, заявив сферой интересов Гогенцоллернов земли от Бранденбурга до Пруссии. Бранденбургский флот в том году официально стал прусским флотом, но он уже пришёл в упадок. В 1702 последний раз в документах упомянули Fortuna, в 1708 был продан Schloss Oranienburg, а в 1712 - Kurprinzess. В 1711 была ликвидирована Африканская Компания.

Последний корабль - фрегат Friedrich III не ходил в море с 1708, но был продан только в 1725, на 4 года пережив королевскую яхту Große Jacht.

Следующая попытка создать флот была сделана лишь в 1759 г.

ЗАМОРСКИЕ КОЛОНИИ БРАНДЕНБУРГА

 

В период правления курфюрста Фридриха Вильгельма Бранденбург проводил активную колониальную политику. Для её осуществления была основана Бранденбургско-африканская компания (нем. Kurfürstliche Afrikanisch-Brandenburgische Compagnie, позже перешедшая Пруссии). Для защиты поселенцев и имущества компания имела право обращаться за помощью к военно-морскому флоту Бранденбурга.

 

Гросс-Фридрихсбург

1 января 1683 года майор Отто Фридрих фон дер Грёбен (Otto Friedrich von der Gröben) с фрегатами Morian и Chur Prinz высадился на побережье современной Ганы и основал колонию Гросс-Фридрихсбург (нем. Groß Friedrichsburg). После переговоров с главами 14 местных племён был подписан договор, согласно которому они переходили под протекторат Бранденбурга. В следующие годы были построены два форта (Dorothea и Louise) и небольшое укрепление возле Такоради. Однако попытки продвинуться дальше вглубь континента были остановлены ожесточённым сопротивлением владевшей этими землями голландской колонии. Тем не менее, торговля драгоценными металлами и рабами процветала. После особо удачного 1689 года Фридрих Вильгельм смог выкупить доли компаньонов в компании и стать её единственным владельцем. В 1718 году колония была продана голландской Вест-Индской компании. После отъезда из колонии последнего бранденбуржца, командование крепостью принял Ян Конни (Jan Conny). Он отказался передавать крепость голландцам и до своей капитуляции в 1724 году успешно отражал все их атаки.

 

 

Аргуин

5 октября 1685 года Бранденбургско-африканская компания основала колонию на острове Аргуин возле западного побережья Мавритании. Капитан фрегата "Rother Löwe" Корнелиус Реерс восстановил существовавшую на острове старую португальскую крепость и заключил с королём Аргуина договор, согласно которому Бранденбург становился государством-протектором. Этот договор был ратифицирован в 1687 году и подтверждён в 1698 году. Удачное географическое положение острова способствовало успешной торговле, а некоторое время Аргуин был центральным перевалочным пунктом мировой торговли каучуком. Остров был захвачен французами 9 марта 1721 года.

 

Вида

На территории современного Того около 1700 года существовала совместная с англичанами и голландцами колония Вида (нем. Whydah). Несмотря на то что она представляла собой только опорный пункт и складские помещения, благодаря торговле рабами она стала одним из основных торговых центров Того.

 

Виргинские острова

Для обеспечения беспрепятственной торговли рабами из африканских колоний Гросс-Фридрихсбург и Аргуин Бранденбургу требовался опорный пункт на Карибских островах.

С этой целью Бранденбургско-американская компания 25 ноября 1685 года заключила с Датской Вест-Индской компанией договор об аренде части одного из Антильских островов — Санкт-Томас. Согласно договору, остров оставался в собственности Дании, однако Бранденбург получал на 30 лет все права пользования. Кроме того, на все тридцать лет острову давались права свободного порта. В 1693 году арендованная Бранденбургом часть острова была им аннексирована без сопротивления со стороны датчан. После того, как африканские колонии Бранденбурга перешли к другим государствам, колония на о. Санкт-Томас была заброшена в 1720 году.

Кроме того, были попытки создать колонии на Крабовом острове (ныне Вьекес, 1689—1693), где Бранденбург аннексировал колонию, созданную Датской Вест-Индской компанией в 1682 году и на острове Тертолен (ныне Тортола), приобретённом прусским королём Фридрихом I в 1696 году

КОРАБЛИ БРАНДЕНБУРГСКОГО ФЛОТА

 

"голландский" галеон
1626 18-п. "Roter Löwe"
"данцигские" галеоны
1626 18-п. "Welcome", "Valentin", "der Hoffnung", "Kameel"
корабли Северной войны
1656 10-п. (шнява) "Clevescher Lindenbaum" + до 6 других кораблей до 1664 г., в т. ч. "Kurprinz" (или "Churprinz")
флейты
1657 7-п. "Churfürst von Brandenburg"
1676 6-п. "Salamander"
1677 6-п. "Windhund"
1681 8-п. "Seeritter"
1682 10-п. "Friede"→"Die sieben Provinzen"
1684 8-п. "Wolkensäule"→"Derfflinger"
1686 6-п. "Stad Emden"
1692 18-п. "Afrikaner"
"торговые" фрегаты
1663 26-п. "Herzogtum Cleve"→"Wappen von Cleve", 24-п. "Grafschaft Mark"
малые фрегаты
1675 12-п. "Berlin", 12-п."Potsdam"
1676 18-п. "König von Spanien"
1677 20-п. "Maria Catharina"
1679 12-п. "Princess Maria", 12-п. "Mohrian"
1681 20-п. "Fortuna"
1692 16-п. "Fliegender Drache"
1694 20-п. "Churprinz", 20-п. "Windhund" (недостроены)
средние фрегаты
1678 16-п. "Fuchs"
1679 16-п. "Röther Löwe"
1680 20-п. "Wappen von Brandenburg"
1681 20-п. "Brandenburgischer Dragoner", 10-п. "Salamander"
1683 12-п. "Fuchs"→"Salamander"
большие фрегаты
1675 16-п. "Chur Prinz"
1676 20-п. "Leopard"
1678 36-п. "Goldener Löwe"
1679 44-п. "Friedrich Wilhelm"→"Wappen von Brandeburg"→"Dorothea", 32-п. "Dorothea"→"Goldener Löwe",
1680 28-п. "Markgraf von Brandenburg"
1684 54-п. "Friedrich Wilhelm Zu Pferde"
1684 20-п. "Kurprinz"
1687 20-п. "Kurprinzess"
1692 32-п. "Friedrich III"
1694 32-п. "Schloss Oranienburg"
малые корабли
1659 6 п. шлюп "Clementia"
к 1660 3 канонерских шлюпа и 20 вооруженных лодок
1675 8-п. гукор "Cleve", 6 п. шнява "Bielefeld", 6-п. пиннас "Bulle"
1676 12-п. галиот "Maria", 10-п. галиот "Potsdam", 8-п. галиот "Diederich", 8-п. галиот "Spandau", 6-п. галиот "Engel Gabriel", 6-п. галиот "Post", 10 п. шнява "Prinz Ludwig", 8 п. баржа "Große Hoffnung", 6 п. баржа "Pierelepomp"
1677 6-п. "Prinz Philipp", 8-п. галиот "Eichhorn", ?-п. "Ekorren"
1678 10-п. "Jäger"
1679 4-п. шнява "Wasserhund"
1680 8-п. шнява "Vogel Greif"→"Rummelpot", 6-п. шнява "Windhund", 4-п. шнява "St. Jean Baptiste", 4-п. "St. Johannes der Evangelist", 10-п. брандер "Gruner Drache"
1681 6-п. шнява "Littauer Bauer"→"Vogel Greif", 6-п. шнява "Bersteinfänger", 6-п. шнява "Rommelpot"→"Litauer Bauer", 6-п. гукор "St. Peter"
1684 8-п. буер "Prinz Philipp (von Brandenburg)", 8-п. шнява "Rosenfelde"
1686 8-п. галиоты "Hoffnung", "Morian", "Liebe"
1687 6-п. галиот "Makarele"
1688 6-п. бригантина "Grossfriedrichsburg"
1690 12-п. шнява "Fliegender Drache", 11-п. шнява "Nordischer Löwe"
1693 10-п. шнява "Charlotte Louise"
16?? 12-п. "Prinzess Maria", 10-п. "St. Joseph", 4-п. шнява "Falke"
+ упоминаются ещё 26 судов без указания пушек
княжеские яхты
1652 10 п. "kurfürstliche leib- und lust-yacht"
???? 6-п. "Bracke"
1678 10-п. "kurfürstliche Große Jacht"
???? 6-п. "Stern"

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1 R C Anderson. Naval wars in the Baltic during the Sailing Ship Epoch
 

 


Morian и Chur Prinz на побережье Ганы, основание колонии Гросс-Фридрихсбург, 1 января 1683 года.

флот Бранденбурга в 1678 г. В центре "Friedrich Willem" и "Goldener Löwe", на заднем плане ещё два фрегата, по видимому "Churprinz" и "Berlin", справа галиоты.

на картине Александра Кирхера "Сражение у Ясмунда 4 июня 1676 г." изображены два бранденбургских корабля, которые на самом деле в самом сражении не участвовали.

Виргинские о-ва

Виргинские о-ва

Аргуин

Гросс-Фридрихсбург

Morian и Chur Prinz на побережье Ганы, основание колонии Гросс-Фридрихсбург, 1 января 1683 года.