ОглавлениеCоединения и операции флота → Конвойные суда ганзейских городов

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

   
КОНВОЙНЫЕ СУДА ГАМБУРГА, БРЕМЕНА, ЛЮБЕКА И ЭМДЕНА
(Konvoischiff, 1663-1723)

 

Расширение торговых площадей, а также насильственное расширение сферы влияния христианства, в частности - в Средиземном море, неизбежно привело к столкновениям, что в конечном итоге породило рейды мусульманских корсаров. Они использовали свои "берберские" корабли для нападения на громоздкие и часто практически беззащитные торговые караваны, имеющие в составе, как правило, от 20 до 50 торговых судов. Даже установка на "купцов" орудий не могла изменить многое, поскольку сказывалась неповоротливость "толстых грузовиков" Кроме того, вес пушек "съедал" ценный грузовой объём, а содержание увеличенного экипажа также уменьшало экономическую выгоду рейса.

Пираты захватывали груз, а экипажи кораблей часто попадали в рабство и предлагались на выкуп на наихудших условиях. Для выкупа попавших в плен капитанов, рулевых, шкиперов и штурманов в Гамбурге была создана так называемая "рабская касса", осуществлявшая страхование на выкуп, которая служила в качестве основы для выплаты выкупа. Чтобы даже те, кто не мог себе позволить быть выкупленным, имели шансы, в 1623 в Гамбурге было установлено, что касса состоит из обязательных взносов судовладельцев и экипажей, а также грантов из правительственных организаций и находится под контролем Адмиралтейства. Поскольку этих средств всё равно оставалось не достаточно, были созданы специальные фонды, а также организованы фонды при церквах.

В 17-го веке корсары расширили радиус действия из Средиземного моря через Гибралтар и Ла-Манш вплоть до устья Эльбы. Англия, Франция и Нидерланды в 1665-1687 выполняли карательные рейды, но Гамбург не мог себе позволить такие действия, потому что изначально не имел военных кораблей. В результате расширения зоны действия пиратов, поставка товаров в Гамбург частично остановилась.

Кроме того, все большие экономические проблемы создавали христианские воюющие страны. В этот период прошли три крупных войны: девятилетняя война (1688-1697), англо-испанская война (1727-1729) и война за австрийское наследство (1740-1748). Французкий Дюнкерк перетянул на себя часть рейсов в Гамбург, а голландские суда в Гренландии, перехватили часть китобойного промысла.

Другие заинтересованные стороны, такие как Нидерланды, Англия, Франция​​, Норвегия, Дания и Бранденбург-Пруссия, а также ганзейский город Бремен, имели проблемы с пиратством и в качестве контрмеры для защиты своих торговцев выделяли сопровождение купеческим караванам кораблей. Вооружение для конвойных кораблей было представлено в основном самими торговцами или могло быть арендовано у государства.

 

ГАМБУРГ
1663-1740

 

После распада Ганзы в 16 веке экономическое значение Гамбурга все более возростало. Как результат иммиграции и связанных с ней выгодных торговых связей, Свободный город Гамбург в середине 17-го века, наряду с Лондоном и Амстердамом, стал одним из самых важных торговых центров, связи которого распространились до Гренландии и Белого моря. Основные рейсы выполнялись на Пиренейский полуостров, в Англию, в Северный Ледовитый океан (китобойный промысел) и в Архангельск. Торговля была взаимной, так что иностранные торговцы имели доступ к рынку Гамбурга.

Правительство Гамбурга хотело сохранить свою важную позицию в международной торговле на сколько возможно устойчивой и приняло решение защитить свои конвои и организовать эскорт с помощью так называемых конвойных кораблей ("convoyer"), чтобы отражать атаки пиратов в будущем.

Так как Гамбург в 17-м и 18-м веках постоянно старался занять максимально нейтральную позицию по отношению к возможным сторонам конфликта, чтобы избежать вредных последствий торговой войны, термина "военный корабль" старались избегать. Вместо этого их официально называли "Конвойными кораблями" или "Городскими конвойными судами", что должно означать более пассивную позицию, и их предназначение исключительно для защиты от пиратов. Однако, на самом деле, эти корабли были именно кораблями, потому, что они были предназначены в основном для несения оружия.

Конвойные корабли Гамбурга в 1669-1747 обеспечивали постоянный эскорт конвоев и защиту морской торговли и, следовательно, укрепляли положение Гамбурга как торговой метрополии. Под влиянием различных факторов Гамбург продолжал конвойное сопровождении своих судов до середины 18-го века. Так, был заключен ряд договоров европейских стран (в т. ч. Англия) с Барберскими государствами, которые защищали их от нападений пиратов. Гамбург такие договоры не мог себе позволить финансово. Наоборот "Гамбургский конвой" не прекращал существование, потому что к нему присоединялись иностранные конвои, которые обладали такими же "турецкими паспортами". Кроме того, развитие коммерческих отношений с Францией способствовало выделению френцузских кораблей для охраны этих конвоев.

Всего в 1665-1747 Гамбургский конвой выполнил 138 рейсов, в том числе: в Италию - 3, на Пиренейский Полуостров - 65, в Англию - 29, в Арктику - 26, в Архангельск - 15.

Окончательная победа над пиратством, в частности, в западной части Средиземного моря, была достигнута с оккупацией Северной Африки Францией в 1830 году, так что конвойное сопровождение устарело и в дальнейшем практиковалось только в военное время.

 

КОНВОЙНЫЕ КОРАБЛИ ГАМБУРГА
(1663) вооружённые установщики буев, исп. для конвоирования до 1669
1668 54-п. "Leopoldus Primus" (в 1705 слом)
1669 54-п. "Wapen von Hamburg" (в 1683 взорвался в Кадисе)
1686 54-п. "Wapen von Hamburg" (ок. 1722 продан)
1691 44-п. "Admiralität von Hamburg" (с 1738 в резерве, в 1748 продан)
1697 24-п. "Hoffnung" = "Esperanza" (куплен в Амстердаме, в 1716 продан)
1722 52-п. "Wapen von Hamburg" (в 1737 продан)
1740 50-п. "Wapen von Hamburg" (в 1777 продан)

 

 

БРЕМЕН
1689-1696

 

Бремен, хотя и сильтно потерял после упадка Ганзейского союза, но продолжал поддерживать тесные торговые связи с Англией. Бремнский Совет в XIV-XVII вв использовал небольшие суда для защиты судоходства в реке Везер и в её устье. После начала девятилетней войны (1688-1697), возникла необходимость оборудование крупных океанских конвойных кораблей, необходимых из-за угрозы морской торговле в Северном море, исходящей от французов и каперов.

Уже в 1689 году один из бременских купцов финансировал в частном порядке конвойный корабль - фрегат Goldener Löwe, который использовался на маршруте в Англию. Однако вскоре стало ясно, что этот корабль был слишком мал, чтобы постоянно обеспечивать торговлю на этом важном пути. Тогда 17 декабря 1690 г. купцы обратились к Совету, чтобы получить для этой цели более крупный и лучше вооруженный корабль. В 1691 году с постройкой Wappen von Bremen город приобрел сильный конвойный корабль.

В основном он использовался на маршрутах в Англию, от реки Везер в Лондон, Халл, Ньюкасл и далее в Шотландию, сопровождал суда в Амстердам, Берген или в Балтийское море. Было установлено, что под защиту конвоя могли быть помещены только крупные корабли с тремя мачтами, потому что боялись, что меньшие корабли будут замедлять конвой, таким образом ставя его под угрозу.

После окончания девятилетней войны, служба конвоя сопровождения была приостановлена, а Wappen von Bremen был списан Советом и в 1698 году продан на аукционе за 6000 талеров.

Когда несколько лет спустя во время войны за испанское наследство (1701-1714) вновь появилась угроза морской торговле, в 1704 году Совет утвердил новый конвойный корабль, Roland von Bremen, который с 1696 г. охранял ватты. В том же году был выкуплен Wappen von Bremen и снова использовался, как конвойный корабль для рейсов в Кадис, Малагу и Аликанте. Дальнейшая история конвойных кораблей Бремена неизвестна.

 

КОНВОЙНЫЕ КОРАБЛИ БРЕМЕНА
1691 42-п. "Wappen von Bremen" (в 1699 продан, но в 1704 возвращён)
1704 4-п. "Roland von Bremen" (с 1704 - официально)

 

 

ЛЮБЕК
1661-1678

 

Любек также вооружил несколько кораблей в 1675 году и укомплектовал их солдатами. Известны только имена двух таких кораблей, привязанные к году.

КОНВОЙНЫЕ КОРАБЛИ ЛЮБЕКА
1661 "De Vergulde Hirsch"
1678 "Hirschbock"

 

 

ЭМДЕН
1665-1673

 

На счёт Эмдена также известно, что некоторые вооруженные корабли использовались в составе торгового каравана (упомянуты в 1665 и 1673), но никаких подробностей о них не сохранилось.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1 Kurt Grobecker: Hamburgs stolze Fregatten gegen die Korsaren – Konvoischiff(f)ahrt im 17. Jahrhundert. Medien-Verlag Schubert, Hamburg 2007
2 Jörgen Bracker: Gottes Freund – aller Welt Feind / Von Seeraub und Konvoifahrt / Störtebeker und die Folgen. Zertani Druckerei und Verlag, Bremen 2001
3 Ernst Baasch: Hamburgs Convoyschiffahrt und Convoywesen: ein Beitrag zur Geschichte der Schiffahrt und Schiffahrtseinrichtungen im 17. und 18. Jahrhundert. Kapitel XV: Das Convoywesen Bremens. Hamburg 1896.