ОглавлениеПарусные корабли → Конвойные корабли Гамбурга

  Парусные корабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Конвойные корабли ганзейского города Гамбург
(Konvoischiffe)
1663-1740 гг. 7 ед.

 

*
Leopoldus Primus
*
Wapen von Hamburg (I)
*
Wapen von Hamburg (II)
*
Wapen von Hamburg (III)
*
Wapen von Hamburg (IV)
*
Admiralität von Hamburg
*
Hoffnung = Esperanza
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
пушек имя место постройки дата постройки примечания
1 54 Leopoldus Primus <Admiralitätswerft>, Гамбург 10.1668 35 конвоев, в 1705 слом.
2 54 Wapen von Hamburg <Admiralitätswerft>, Гамбург 1669 11 конвоев, в 1683 взорвался в Кадисе.
+ ? König Salomons Gericht Частный, использовался ок. 1680 г.
3 54 Wapen von Hamburg <Theerhof>, Гамбург 1686 24 конвоя, с 1719 карантинная брандвахта, ок. 1722 продан.
4 44 Admiralität von Hamburg ? 1691 32 конвоя, с 1738 в резерве, в 1748 продан.
5 24 Hoffnung ? 1697 = Esperanza, куплен в Амстердаме, 1716 продан.
+ 48 Prophet Daniel Частный, использовался в 1699 г.
6 52 Wapen von Hamburg <Mencke>, Гамбург 1722 2 конвоя, в 1737 продан, торговый, списан в 1757.
7 50 Wapen von Hamburg <Grasbrook>, Гамбург 25.10.1740 1 конвой, в 1777 продан.
ТТХ
  Leopoldus Primus Wapen von Hamburg (I) Wapen von Hamburg (II) Admiralität von Hamburg Wapen von Hamburg (III)
Размерения длина по килю до 40 м (34,85?) 39,98 м ? м ок. 50 м
ширина до 11,0 м (8,90?) 11,14 м ? м ок. 14,5 м
осадка 4,50 м? ? м ? м 5,5 м
Паруса полное вооружение с латинской бизанью и блиндом на бушприте
Экипаж 150-250 чел. (15-20 офицеров, 90-170 матросов, 40-60 солдат) 230-250 чел. (190 офицеров и матросов, ок. 60 солдат) 230-260 чел. (180-200 офицеров и матросов, 50-60 солдат) 135 чел. (без солдат)
Дополнительные данные корпус деревянный, обшивка встык
цена ? ? 30 000 талеров ? ?
ВООРУЖЕНИЕ
- Leopoldus Primus Wapen von Hamburg (I) Wapen von Hamburg (II) Admiralität von Hamburg Hoffnung Wapen von Hamburg (III) Wapen von Hamburg (IV)
18-ф 26 26 26 4 (бронз.) 24 6 50
16-ф - 8 (бронз.) -
14-ф - 4 (жел.) -
12-ф - 16 (14 жел., 2 бронз.) 16
8-ф 18 18 18 12 (жел.) 26
6-ф 4 4 4 - -
4-ф 6 6 6 4 (жел.) -
3-ф - - 2

 

В результате упадка Ганзы в 16 веке все больше в важности в торговле стал приобретать Гамбург. Этому способствовало прибытие сефардских евреев из Португалии и протестантских и еврейских беженцев из Нидерландов, которые принесли с собой важные контакты в разных странах. Они успешно торговали среди прочего, какао, изюмом, табаком, тканями и специями и сахарным тростником. В Тридцатилетней войне Гамбург сохранял строгий нейтралитет и был хорошо защищён от нападений, и как единственный порт в континентальной северной Европе, не повреждённый войной, стал самым важным торговым центром в Европе после Лондона и Амстердама. Гамбург имел торговые отношения от Архангельска в России до средиземноморских портов в южной части.

Активное судоходство, однако, не только обещало высокие прибыли, но также и грозило различными опасностями, особенно от берберских пиратов в Средиземном море. После того, как в 22 июня 1662 они захватили у Лиссабона восемь полностью гружёных судов с предполагаемой стоимостью груза в полмиллиона гамбургских марок, Совет граждан Гамбурга вынужден был принимать меры. Они решили оборудовать в Адмиралтействе так называемые "конвойные корабли" - для охраны торговых судов в колонне. Первое упоминание о необходимости вооружённых кораблей встречается в протоколе заседания Адмиралтейства от 4 июня 1663 года. Сперва обсуждался вариант вооружения каких-нибудь из уже существующих торговых судов, но 23 сентября городское управление решило заказать постройку двух "фрегатов". Для финансирования должны были использоваться деньги из сборов на строительство валов и рвов в городе, которые были для этого увеличены. Учитывая, что почти в каждой семье в Гамбурге имелся моряк, или связь с морским бизнесом, это не вызвало особых возражений.

По неизвестным причинам начало постройки сильно задерживалось. Казалось, что эти планы канули в Лету. 27 июня 1666 Коммерческая депутация из семи "почтенных купцов" напомнила городскому управлению о планах, так как постройка кораблей до сих пор не началась. 31 октября управление подтвердило использование для постройки двух кораблей фортификационных денег, но при условии, что они начнут выплачиваться только тогда, когда начнётся постройка. После того, как в ноябре 1666 и в январе 1667 года коммерческая депутация вновь напомнила управлению об этом, разгорелся спор, кто должен взять на себя первоначальные расходы на постройку судов. Среди множества документов, циркулирующих между депутацией и Адмиралтейством были сплошные дискуссии и конференции по распределению расходов на строительство без особого прогресса. Лишь в 1667 году наконец были заложены кили двух кораблей. Теперь одно судно оплачивалось финансовым отделом городского управления, второе - коммерческой депутацией, каждое строилось по непосредственным наблюдением соответствующего кредитора.

Пока длились эти дебаты и шла постройка, для охраны торговых судов власти города вооружили несколько буеров, служивших для установки водных знаков. Они использовались для конвоирования до 1669 года, пока не был готов первый настоящий "конвоир".

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРВЫХ ТРЁХ КОРАБЛЕЙ

Строительство обоих первых кораблей велось под управлением неизвестного голландского судового мастера чисто кустарно, т.е. без чертежей. Все судостроители того времени были держателями строго охраняемых семейных тайн и не документировали свою работу. В качестве строительной площадки использовалось место в непосредственной близости от городских дамбовых ворот (Deich-tor). Скульптуры, в том числе фигуру Леопольда I и большой Государственный герб Гамбурга на корме, изготовил гамбургский скульптор Кристиан Прехт (Christian Precht), за что получил от города 1544 марок.

Если с именем "Герба Гамбурга" всё понятно, то наименование второго столь важного корабля в честь католического императора в далекой Вене довольно необычно. Согласно поэме Филолингиуса (J.V.S. Philolingius), первоначально предлагалось назвать его "Neptunus", но выбрали имя в честь победы имперских войск под командованием Леопольда I в битве против турок при Могерсдорфе в 1664 году, которая остановила продвижение османов в Европу. Этот император, таким образом, использовался в качестве покровителя против мусульманских пиратов. Кроме того, торговая политика ориентированного на север Леопольда затрагивала и Гамбург, как экспортный порт для меди и торгового центра для внешней торговли. Граждане Гамбурга приветствовали эти планы, так как они получали сильного союзника против Гольштейнского герцога, который препятствовал расширению статуса Гамбурга в качестве свободного имперского города.

О размерах и внешнем виде обоих кораблей известно совсем немного. Размеры в те времена документально не передавались. По имеющимся моделям нельзя сделать однозначного вывода. Поэтому судить о корабле можно только по тем немногим рисункам с натуры и оставшимся договором строительного подряда на Wapen von Hamburg.

По результатам реконструкции речь идёт о двухдечных кораблях с транцем и полным прямым парусным вооружением. Несомненно, как и в остальной Европе, это было подражание ведущему голландскому дизайну. Quinger полагал, что оба корабля были более или менее похожими репликами голландского адмиральского корабля "Aemilia". Соответственно, в длину они были почти 40 м и в ширину - почти 11 м. Для входа в Гамбург через относительно мелководное устье Эльбы корпус, вероятно, имел так называемую "роттердамскую" форму, то есть, в подводной части изгиб был значительно ниже, чем у судов с равномерно закругленным корпусом.

Корма была транцевая, сверху снабжённая украшенной резьбой и скульптурами галереей в стиле Барокко. Вероятно, на первом была фигура Леопольда I, увенчанная сверху двумя львами, а на втором - большой герб Гамбурга с держащими его львами (обычно существовали два герба: "малый" = простой щит и "большой" с многочисленными украшениями). Как ожидается, в оформлении галерей присутствовало большое число фигур и изображений морских коньков, дельфинов и прочих морских животных. Кроме того, многие другие части кораблей также были украшены скульптурами.

Обшивка и фальшборт были выполнены из досок, соединённых встык (kraweelbau), так что внешняя поверхность была гладкая. Корабли имели по три мачты: фок-мачту с фоком, формарселем и форбрамселем, грот-мачту с гротом, гротмарселем и гротбрамселем, и низкую бизань-мачту с крюйселем и латинской бизанью. Кроме того, два малых прямых паруса были расположены на бушприте.

Наиболее важной частью оборудования для использования в качестве конвойного корабля были пушки. На каждом из кораблей было в общей сложности по 54 орудия. Тяжелый калибр был, как правило, расположен на нижней пушечной палубе (по реконструкции - 26 18-фунтовых пушки, две из которых были обращены в корму через транец), лёгкий - на верхней пушечной (18 8-футовых) + 10 мелких пушек на шкатуфе и квартердеке.

Корабли имели больше орудийных портов, чем пушек, чтобы при необходимости была возможность усилить вооружение. Пушки были, вероятно, изготовлены из чугуна. Бронза, скорее всего, использовалась только для декоративных деталей. Стволы пушек были частично отлиты на адмиралтействе в Гамбурге, но в большинстве куплены за рубежом - в Голландии или в Швеции. Если корабли стояли в порту в течение длительного времени, орудия выгружались и сдавались в Конвойный Арсенал. Среди прочего, известно, что эти пушки использовались также для защиты города. Например, когда в 1686 году Гамбург был атакован датчанами, конвойные орудия устанавливались на городские валы и только в мае 1687 года их вернули на корабли.

Экипаж кораблей зависел от длительности и цели похода и составлял примерно от 150 до 250 человек. Из них было около 15-20 офицеров, в том числе капитан, его лейтенант, а также руководитель конвоя и командир солдат. Команда нанималась только для на срок похода. Так, как в Гамбурге не было достаточно матросов, пригодных для такой службы, многих набирали в других местах. Об удобствах, например, вещевой коробке или сумке, гамаке и одежде матросы должны были позаботиться сами. Вполне обычной в то время была довольно потрепанная одежда многих моряков при возвращении из рейса. Из-за плохих санитарных условий на одного погибшего в битве моряка приходилось до четырех человек из экипажа, умерших в рейсе по болезни. Кроме матросов на корабле было также около 40-60 солдат. Это была постоянная, специально обученная группа людей из Гамбурга, которая назначалась на тот или иной конвойный корабль. В отличие от матросов, они носили форму гарнизона Гамбурга и отвечали также за порядок и дисциплину на борту.

Не смотря на то, что второй Wapen von Hamburg строился другим мастером, конструктивно он повторял первый, отличаясь лишь некоторыми деталями убранства.

Служба Leopoldus Primus

Успешная служба Leopoldus Primus отражена в многочисленных отчетах. В конце осени 1673 года капитан Берент Якобсен Карпфангер (Berent Jakobsen Karpfanger), когда Leopoldus Primus в одиночку вёл конвой из Португалии, победил атаковавшие у Доггер-банки французские каперы. Год спустя Карпфангер у мыса Св. Винсента отбил нападение трех турецких пиратских судов, которые, поняв, с кем имеют дело, быстро отступили.

Апогеем службы Leopoldus Primus под командой Карпфангера стала защита конвоя из более, чем 50 китобоев, возвращающихся с уловом из Гренландии от пяти французских фрегатов-каперов в устье реки Эльбы 11 сентября 1678 года. После двенадцатичасового боя два французских фрегата были потоплены, остальные обратились в бегство. Конвой потерь не имел, Leopoldus Primus был лишь слегка поврежден. Только два матроса из экипажа были убиты и один - ранен. Утверждается, что капитан получил от Совета китобоев денежный подарок в 300 имперских талеров.

Когда в 1679 году корабли Бранденбурга - Пруссии прибыли к Гельголанду, чтобы требовать с Гамбурга обещанную субсидию в 150 тыс. талеров на шведско-бранденбургскую войну, несколько гамбургских кораблей, в том числе оба конвоира, вышли навстречу Бранденбургскому флоту. Обе стороны были в полной боевой боевой готовности, ожидая, чем закончатся переговоры, но в конце концов Гамбург выделил требующиеся деньги и стороны разошлись мирно.

В 1681 году Leopoldus Primus под командой Карпфангера защищал испанский "серебрянный флот" от атаки турецких пиратов, в августе 1686, во время защиты города от датчан, совет дал Адмиралтейству разрешение использовать корабль на своё усмотрение и оно назначило корабль удерживать от вмешательства бранденбургские и ганноверские суда. 1693 Leopoldus Primus с конвоем был снова атакован у мыса Св. Винсента, на этот раз на французскими каперами. В этот раз удача не сопутствовала гамбургцам - конвой потерял почти все суда. "Леопольд" после этого был поставлен на капитальный ремонт.

В 1702 году Leopoldus Primus был старейшим из трех гамбургских конвойных кораблей, которые, сопровождая конвой в Западном направлении попали в сильный шторм. "Леопольд" был так сильно поврежден, что капитан Шредер вынужден был повернуть назад и зайти в английский Фалмут для ремонта. После осмотра повреждений, плотники заявили, что судно в таком плохом состоянии, что ремонт себя не окупит. Шредер сообщил об этом вместе с отчетами своих офицеров в Гамбург. Предложение выставить судно на продажу было отвергнуто городским советом и Адмиралтейством и Leopoldus Primus перешёл без ремонта в Гамбург. Гамбургские эксперты пришли к выводу, что корабль можно починить, и что он еще может служить лет десять. Ремонт корабля обошёлся в 3500 марок (1166 талеров), после чего в 1703 году он предпринял поход в Гренландию.

Перед тем как отправить корабль в следующий поход в марте 1705 года, офицеры и матросы высказывали большие сомнения в его пригодности, утверждая, что он выглядит хорошо только при тихой погоде, а в шторм идти не сможет. Некоторые эксперты считали, что Leopoldus Primus выдержит еще несколько рейсов в Англию, но в конце концов Совет решил более не выпускать корабль в море. Повторный ремонт требовал непропорционально высоких затрат, и после 36 лет службы карьера первого гамбургского конвойного корабля завершилась. Дальнейшая судьба "Леопольда" точно не известна. Вероятно, в 1705 году он был разобран в Гамбурге.

Всего за время службы Leopoldus Primus выполнил 22 рейса к Пиренейскому полуострову, три рейса в Англию и девять - для защиты китобоев в Гренландии. Таким образом, он стал самым активным из гамбургских конвойных кораблей. Только "Admiralität von Hamburg" достиг сопоставимых результатов, выполнив 32 рейса. Все остальные конвойные корабли Гамбурга часто служили более представительским целям.

       

Служба Wapen von Hamburg (I)

Капитаном Wapen von Hamburg в 1669 был назначен Мартин Хольсте (Martin Holste) уже зарекомендовавший себя в конвойной службе, командуя самым крупным буером. Вскоре, однако, он проявил себя не с лучшей стороны, часто игнорируя приказы командира конвоя, отказывал некоторым кораблям в эскорте, задерживался в конкретных или непредвиденных точках на рейде дольше, чем приказывал командир и, к тому же, выставлял завышенные счета. К нему принимали дисциплинарные меры, но он долгое время продолжал оставаться капитаном.

Когда в 1683 году систершип Leopoldus Primus был поставлен на капитальный ремонт, его командир, адмирал Карпфангер по требованию Адмиралтейства сменил неугодного Хольсте в качестве командира Wapen von Hamburg.

Осенью 1683 года он вышел в первый поход на новом для себя корабле и в октябре 1683 с некоторым опозданием привёл конвой к Кадису. Здесь корабль стал на рейде, что-бы подготовиться к обратному пути с заходом на английский остров Уайт. В этом момент на борту находилось 150 моряков и 80 солдат. Также на борту был судья военного трибунала с помощниками, хирурги, проповедник, несколько поваров и других сотрудников.

В вечерние часы 10 октября 1683 в подпалубном пространстве передней части корабля по неустановленной причине произошло возгорание. Огонь распространялся быстро и, несмотря на все усилия команды, обуздать его с помощью бортовых средств не удавалось. Экипаж уже попытался сесть в шлюпки и отойти на безопасное расстояние, но Карпфангер приказал им вернуться и продолжать борьбу с огнём. Параллельно из орудий были сделаны сигнальные выстрелы, которые призывали окружающие суда выслать на помощь дополнительные пожарные команды. Тем временем огонь вырвался наружу через палубу и загорелась фок-мачта, а неблагоприятный ветер быстро разнёс огонь по всему такелажу и парусам. Опасаясь взрыва, экипажи других судов боялись подойти близко и держались на безопасном расстоянии. С Карпфангером путешествовал на борту его сын, который призвал своего отца покинуть корабль с ним, чтобы спасти свои жизни, но Карпфангер не хотел ещё считать свой корабль потерянным. Офицеры предложили пробить дыру корпусе, что-бы затопить трюм водой и посадить корабль на дно, но Карпфангер отказался. Наконец, он согласился на попытку обрубить швартовы, чтобы затопить корабль у берега. В любом случае, для Карпфангера не могло быть и речи об уходе с корабля: он оказался привязанным к своей клятве, данной перед Сенатом Гамбурга 14 июля 1674 года, которая навязывала ему "стоять до конца за вверенный флот, жертвовать имуществом и кровью, телом и жизнью, а не покидать свой корабль".

Пока корабль медленно дрейфовал к берегу, огонь под палубой все больше и больше двигался в направлении кормы. К полуночи он наконец добрался до отдельных орудий, в которых воспламенялись заряды, производя выстрелы. В то же время взрывались некоторые из имеющихся на борту гранат. Через час после полуночи, когда корабль горел уже в течение пяти часов, а адмирал Карпфангер, верный своей клятве всё ещё оставался на борту, огонь под палубой достиг пороховой камеры, которая, наконец, взорвалась. Корпус корабля взлетел в воздух и раскололся посередине, передняя часть легла на бок и начала тонуть. Обломки сыпались с большой высоты. В результате аварии погибло 65 человек: 22 солдата и 42 моряка, в том числе адмирал Карпфангер. Его тело было обнаружено 11 октября 1683 года в воде на якорной стоянке английского корабля. По случаю похоронной церемонии Карпфангера, расположенные в порту суда разных стран принесли соответствующие соболезнования: очевидцы насчитали более 300 выстрелов салюта.

Всего с 1669 по 1683 год Wapen von Hamburg совершил в общей сложности одиннадцать конвойных рейсов, девять раз - на Пиренейский полуостров и по одному разу в Англию и на промысел к Шпицбергену.

             

Wapen von Hamburg (II)

После потери Wapen von Hamburg при конвоях остался один Leopoldus Primus, но так как торговля двумя готовыми к перевозке конвоями, даже на разных маршрутах могла бы задействовать значительно больше судов и, таким образом, приносить больший доход. Поэтому в 1685 году Адмиралтейство решило заказать постройку нового корабля. Он должен быть меньше чем предшественник (не в последнюю очередь по соображениям стоимости), с 30-40 пушками. В сентябре 1685 года городской парламент Гамбурга утвердил 30 000 талеров на новый корабль, но решил сохранить конструкцию аналогичную предшественнику с 54 пушками. Преемник получил имя погибшего корабля Wapen von Hamburg (II). Закладка киля нового корабля была произведена на гамбургской верфи Theerhof. Судостроитель Герд Гердес (Gerd Gerdes), как и предшественник ориентировался на голландские прототипы. Скульптурное оформление вновь выполнил Кристиан Прехт. Завершение корабля состоялось в июле 1686 года.

В петиции, поданной влиятельными торговцами и лодочниками 19 августа 1684 года, для корабля был рекомендован капитан Каспар Тамм. Днем позже, другая не менее влиятельная группа в Адмиралтействе предложила Иоганна Шульте, которому в конечном итоге было отдано предпочтение. Тем не менее, граждане отказали ему в должности, так что в конце концов капитаном Wapen von Hamburg (II) был назначен Тамм.

Подобно капитану первого Wapen von Hamburg Хольсте, капитан Тамм также неоднократно нарушал инструкции своего конвоя и загружал свое судно незарегистрированным грузом, который не был указан ни в одной книге конвоя. Тамм оправдывался от обвинений там, что перевозил сахар в качестве балласта для улучшения ходовых и боевых характеристик своего корабля. Адмиралтейство не предприняло особо тщательных расследований, поскольку оно не хотело лишать капитана уже заработанных заслуг против корсаров и Тамм избежал дисциплинарных мер.

В период между 1686 и 1718 гг. Wapen von Hamburg (II) провёл в общей сложности 24 конвоя, в том числе - семь на Пиренейский полуостров, трижды в Англию, шесть раз на промыслы в Северный Ледовитый океан и восемь раз в Архангельск.

Когда в 1719 году после 32 лет службы потребовался капитальный ремонт, гамбургские гильдии не захотели его утверждать. Корабль всё ещё был мореходным, но ремонт был связан с увеличением осадки, а Эльба всегда была относительно мелкой и, особенно в районе мели Альтоны, представляла опасность для судов с большой осадкой. Таким образом, 31 марта 1719 года было решено корабль списать.

После этого Wapen von Hamburg (II) по предложению медицинской коллегии некоторое время использовался как карантинное судно. Однако, Адмиралтейство стремилось его продать. Интерес проявил соседний с Гамбургом город Альтона, который в то время принадлежал датской короне, но сделка не состоялась, так как боялись, что Альтонцы затопят корабль в середине Эльбы недалеко от Гамбурга и, таким образом, заблокируют или, по крайней мере, затруднят маршрут свободной торговли. Другие заинтересованные стороны были готовы заплатить до 900 талеров, но поскольку Адмиралтейство хотело положить в карман по меньшей мере 1000 талеров, никакого бизнеса не произошло.

Когда Wapen von Hamburg (II) в конечном итоге был продан, неизвестно. 18 июля 1722 года был завершен и представлен широкой публике наследник Wapen von Hamburg (III), так что можно предположить, что к этому времени старое судно уже не принадлежало городу Гамбургу.

         

Admiralität von Hamburg

В 1686 году Гамбург осадили датские войска короля Кристиана V. Город выдержал осаду, но чтобы повысить безопасность торгового судоходства в эти смутные времена в 1690 году правители Гамбурга решили усилить конвои постройкой третьего корабля. Другой причиной была необходимость обеспечить так называемый "Английский двор" (отделение английских купцов в Гамбурге), поскольку они вели очень успешные торговые отношения с Гамбургом, однако почти в одностороннем порядке - Гамбургские конвои в Англию из-за отсутствия сопровождения почти не ходили.

Конструкция корабля вновь была основана на голландской схеме, которая отличалась довольно малой осадкой. Было решено уменьшить вооружение по сравнению с предыдущими конвойными кораблями конвоя до 44 орудий. Художественное оформление вновь выполнял Кристиан Прехт, который украшал все ранее построенные конвойные корабли. Известен список штатного экипажа корабля: капитан, лейтенант, рулевой, шкипер, командир солдат, 60 солдат, ок. 140 матросов, 2 медника, 1 старший кок, 1 кок, 4 квартмейстера, 2 парусных мастера, 1 старший парикмахер, 1 старший боцман, 1 помощник старшего боцмана, 1 шимман (боцман) и 1 помощник шиммана, 8 снайперов, 1 старший горнист, 4 младших горниста, 2 констебля, 1 пожарный, 1 старший плотник и 1 плотник, 1 писец, 1 парикмахер, 1 младший рулевой, 1 портной, 1 скульптор, 1 стекольщик, 1 художник, 1 священник.

В ноябре 1691 года Admiralität von Hamburg (в некоторых источниках также Wapen von Admiralität) впервые отправился в плавание в западном направлении под командованием капитана Маринсена. Позднее кораблем командовали капитаны Георг Шредер и Мартин Шредер. Всего между 1691 и 1728 годами корабль провёл в общей сложности 32 конвоя. Большинство из них вело в Англию (21), также ходил к Пиренейскому полуострову (9). В 1738 году корабль вывели из эксплуатации, разоружили и сняли рангоут. В 1748 году он был продан.

Hoffnung

Дополнительно к имеющимся кораблям для охраны ближних конвоев в 1697 году в Голландии был куплен 24-пушечный однодечный фрегат Esperanza (Надежда). В документах часто вместо испанского имени использовали немецкое Hoffnung. В 1716 году корабль был продан.

***

Кроме того, иногда для конвоирования купцы сами вооружали суда в частном порядке. Из таких известны: König Salomons Gericht (ок. 1680) и 48-пушечный Prophet Daniel (1699).

Wapen von Hamburg (III)

Если после осады Гамбурга датскими войсками короля Кристиана V в 1686 году конвойную службу значительно усилили, то после того, как политическая обстановка несколько успокоилась, решили ограничиться прежней схемой из двух конвойных кораблей. Замена одного из уже существующих потребовалась лишь в 1719 году, когда ремонт 32-летнего Wapen von Hamburg (II) признали нерентабельным.

Новый Wapen von Hamburg был разработан судостроителями Якобом Менке (Jacob Mencke) и Гердом Гердсеном-младшим (Gerd Gerdsen jr.) и построен Менке на верфи в Гамбурге. Менке решил порвать с голландскими строительными традициями кораблей-предшественников и вместо этого основывался на английских моделях. Гамбургская коммерческая служба поручила Менке построить корабль с меньшей осадкой, чтобы он мог легко проходить через отмели Эльбы. Английский метод постройки, который характеризовался существенно большей осадкой, не соответствовал этому требованию, но Менке проигнорировал этот факт и сумел убедить своих клиентов в конструктивных преимуществах английской схемы и воплотил свои идеи в жизнь в новом "конвоире".

Двухдечный корабль был обычным для для больших судов того времени трехмачтовым кораблём с прямым такелажем (так называемое полное парусное вооружение). Бизань был всё еще латинский. Бушприт также ещё имел прямой блинд, марс и дополнительную малую мачту (Sprietmast) с бувенблиндом. Обшивка корпуса и фальшборт были выполнены встык (Kraweelbauweise).

Художественное оформление задней галереи и гальюна с резьбой было передано скульптору Иоганну Кристоферу фон дер Хайде (Johann Christopher von der Heide). Богато позолоченный транец между окнами содержал главный фриз, посвященный Посейдону, в котором гармонично размещались многочисленные пилястры с причудливо вырезанными капителями. Кроме того, в верхней части транца был прикреплен Большой гамбургский герб, удерживаемый двумя львами. После продажи корабля капитану Тамму в 1737 году гамбургский герб был заменен семейным гербом Тамма. Вся корма визуально поддерживалась двумя крыльями орла. В качестве носовой фигуры был установлен бородатый бюст Посейдона, который был окружен другими фигурами, такими как дельфины и дующие в трубы тритоны, таким образом использовались античные стилистические элементы и аллегории.

Корпус сужался к корме, а роскошная двухэтажная архитектура в стиле барокко, казалось, была вставлена в корпус корабля. Со стороны кормы корабля находились огороженные боковые галереи, которые позволяли смотреть из салона в сторону носа. В транце была также встроена каюта капитана и расположенные ниже каюты офицеров. Над каютами и гербом Гамбурга были установлены три больших хвостовых фонаря, которые завершали традиционный вид кормовой части.

Вооружение по штату составляли 52 пушки, но количество портов позволяло при необходимости довести их количество до 60. Орудия более тяжелого калибра (18- и 12-фунтовые) располагались в батареях, более легкие (8- и 3-фунтовые) - на верхней палубе и надстройках. Пушки обычно были голландского или шведского производства.

Чтобы учитывать прогрессирующее обмеление Эльбы, корабль изначально был спроектирован с осадкой всего в десять футов, однако из-за большого количества пушек и британского дизайна он имел значительно большую осадку, чем было заявлено, что приводило к проблемам.

18 июля 1722 года корабль был завершен и представлен широкой публике, а 5 сентября конвойная комиссия во главе с Бекхоффом приняла корабль на службу.

Под командой капитана Мартина Тамма Wapen von Hamburg (III) на активной службе пробыл всего лишь два года, проведя за это время только два конвоя, в обоих случаях - на Пиренейский полуостров. Короткой службе было несколько причин: Судя по всему, судостроитель Менке разработал проект с настолько большой осадкой, что новый корабль во время службы имел несколько контактов с грунтом. Из-за перегрузки кораблю приходилось, чтобы пройти Эльбу, не садясь на мель, ждать значительно более высокой воды, чем 10 футов - до прилива, превышающего средний уровень. Таким образом, всегда была опасность при неблагоприятных условиях потерять корабль. Посылать в рейс конвоир с меньшим количеством орудий, возможно, было бы альтернативой, но противоречило самой цели конвоя. Чрезвычайно ограниченные эксплуатационные характеристики корабля из-за чрезмерной осадки привели к сомнениям в судостроительных способностях Менке, и для следующего заказа выбрали другого мастера.

К этому можно добавить, что Британия, как и некоторые другие страны, могла договориться с корсарами и их клиентами о выплате дани и, таким образом, беспрепятственно ходить на своих торговых судах. Даже если гамбургские корабли присоединялись к британскому конвою, они не обязательно были защищены и время от времени подвергались нападениям, в то время как контрактные суда были защищены. Такого пакта Гамбург не мог себе позволить, так что отныне многие товары перевозились уже не гамбургскими конвоями, а на английских кораблях, которые были в значительной степени защищены от атак корсаров благодаря сопроводительным письмам (так называемые турецкие паспорта).

Поскольку теперь гамбургские суда оказались практически без грузов, отпала необходимость и в их охране. Из-за всех этих причин в 1724 году Wapen von Hamburg (III) был пришвартован в порту Гамбурга и стоял в ожидании новых заказов.

Так как карьера корабля изначально сложилась неудачно, а пресная вода Эльбы рано или поздно повредила бы корпус, Адмиралтейство Гамбурга решило продать судно как можно дороже. Интерес проявила Испания, но на переходе корабль был сильно поврежден во время шторма у голландского побережья, и ему пришлось снова вернуться в Гамбург для ремонта и сделка не состоялась.

В Гамбурге он был выставлен на продажу за 100 000 курантных марок - покупателя, однако, за эту цену не было. Кроме того, Адмиралтейство добивалось от городского совета постройки нового конвойного корабля, поэтому продажу следовало производить только при наличии замены. Поэтому Wapen von Hamburg некоторое время служил плавучей батареей при крепости Johannis.

Наконец, в 1737 году, спустя всего 15 лет после ввода корабля в строй, стороны договорились о постройке нового конвоира и Wapen von Hamburg (III) мог быть продан гамбургскому консорциуму - намного ниже целевой цены и только после нескольких дорогостоящих ремонтов. Его новым хозяином стал его бессменный капитан Мартин Тамм. Корабль был перестроен в вооруженное торговое судно и в этой функции активно использовался до 1757 года.

                     

Wapen von Hamburg (IV)

С 1729 года Гамбургское Адмиралтейство прекратило посылать конвои, так, как груз было безопасней везти на английских кораблях, однако в 1739 году, после начала войны между Испанией и Англией, в Гамбурге вернулись к идее конвоирования. Так, как имеющиеся два корабля были очень старыми и пришли в негодность после длительного стояния в пресной воде, решили заказать вместо них один новый конвоир. 25 октября 1740 года Wapen von Hamburg (IV) был спущен на воду на верфи в Грасбруке. Он был спроектирован и построен гамбургским кораблестроителем Михаэлем Ивеном (Michael Iven).

О конструкции четвёртого Wapen von Hamburg сохранилось очень мало информации и практически ни одного изображения. Судя по указанному количеству пушек, он также, как и предшественники, был двухдечным с традиционным полным парусным вооружением с латинской бизанью и блиндом. В всвязи с проблемами предыдущего корабля, новый имел меньшую осадку, для чего обводы были, вероятно, снова "голландского" типа. Вооружение по штату составляли 50 пушек, но количество портов позволяло при необходимости увеличить их количество. Пушки, как обычно в те времена, были голландского или шведского производства.

В 1741 корабль был оснащен пушками, но первоначально, вместо того, чтобы вести конвой, был пришвартован в порту Гамбурга в качестве сторожевого корабля для защиты города с воды. Поскольку пресная вода Эльбы довольно быстро оказала плохое влияние на корпус, в 1743 году Wapen von Hamburg пришлось перевести в устье Эльбы в гамбургский эксклав Ритценбюттель (в современном Куксхафене), поскольку считалось, что соленая вода Северного моря поможет сохранить корабль.

2 сентября 1746 года Wapen von Hamburg (IV) отправился сопровождать свой первый и последний конвой в направлении Испании или Средиземного моря. В то время капитаном корабля был Иоахим Вильгельм Брокс (Joachim Wilhelm Brockes). В ходе рейса выяснилось, что корабль был довольно неповоротливым и вряд ли подходил для борьбы с проворными и быстрыми кораблями пиратов, так что его функция была ограничена лишь сдерживанием. 28 августа 1747 г. корабль вернулся с конвоем в Гамбург, и пришвартовался в гавани, как оказалось - окончательно. Корабль больше не выходил в море, оставаясь в гавани в качестве сторожевого корабля и достопримечательности Гамбурга. Его могли посетить гости города, кроме того на корабле проводились некоторые церковные службы.

После почти 30-летнего пребывания в качестве сторожевого корабля в 1774 году эксперты провели оценку и выявили опасно плохое состояние корпуса, так что на нем было запрещено проводить даже церковные службы. Очевидно, древесина разложилась до такой степени, что имела твердость почти, как губка. В 1777 году состояние было уже настолько плохим, что корабль не мог даже стоять у причала, не подвергая опасности окружающие корабли, поэтому 19 ноября 1777 корпус был выставлен на продажу. Несмотря на плохое состояние, на публичных торгах корабль удалось продать за 3450 марок.

После продажи Wapen von Hamburg (IV) Гамбургское Адмиралтейство приняло решение больше не строить новые конвойные суда - рентабельность была непропорционально низкой, поскольку потребности в конвоях практически не осталось. Кроме того, Гамбург заключил торговые соглашения с Францией, по которым обеспечение борьбы с корсарами у своих берегов взяли на себя французские военные корабли. Кроме того, были заключены мирные договоры с алжирцами, что привело к прекращению нападений африканских пиратов.

Вместо нового конвоя с полным вооружением было приобретено несколько более мелких кораблей, которые рассматривались как "государственные яхты" и использовались исключительно в репрезентативных целях.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Kurt Grobecker: Hamburgs stolze Fregatten gegen die Korsaren – Konvoischiff(f)ahrt im 17. Jahrhundert. Medien-Verlag Schubert, Hamburg 2007
2 Jörgen Bracker: Gottes Freund – aller Welt Feind / Von Seeraub und Konvoifahrt / Störtebeker und die Folgen. Zertani Druckerei und Verlag, Bremen 2001
3 Wolfgang Quinger: "Wappen von Hamburg" I. Ein Konvoischiff des 17. Jahrhunderts. Delius Klasing Vlg GmbH (1980), Hamburg
4 Jörgen Bracker: Hamburg Portrait 1/76, Wapen von Hamburg (III) …ein schwimmender Barockpalast; Museum für Hamburgische Geschichte, Dingwort Verlag Hamburg-Altona, 1976
5 Heinrich Reincke, Bernhard Schulze: Das Hamburgische Convoyschiff "Wapen von Hamburg" III. Modell und Geschichte (Mitteilungen aus dem Museum für Hamburgische Geschichte, NF). Hamburg 1952
6 Georg Dietrich von der Groeben: Erläuterungen zum Verstande der Schifffahrt und des Seekrieges nach alphabetischer Ordnung, Breßlau, 1774
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч. deacademic.com/dic.nsf/dewiki

последнее обновление: 18.04.2019

 




 

 

12-п. государственная яхта, построенная в Англии для замены "Wapen von Hamburg" (IV).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Оформление носа "Wapen von Hamburg" (III).

Оформление кормы "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Модель "Wapen von Hamburg" (III).

Реконструкция "Wapen von Hamburg" (III)

Реконструкция парусности "Wapen von Hamburg" (III)

Реконструкция такелажа "Wapen von Hamburg" (III)

Реконструкция "Wapen von Hamburg" (III)

Реконструкция "Wapen von Hamburg" (III)

"Wapen von Hamburg" (III)

"Wapen von Hamburg" (III)

"Esperanza"

"Leopoldus Primus" и "Wapen von Hamburg"

"Esperanza"

Модель "Wapen von Hamburg" (II).

Модель "Wapen von Hamburg" (II).

Модель "Wapen von Hamburg" (II).

Модель "Wapen von Hamburg" (II).

Модель "Wapen von Hamburg" (II).

Модель "Wapen von Hamburg" (II).

"Wapen von Hamburg"

"Wapen von Hamburg"

"Wapen von Hamburg"

"Wapen von Hamburg" (II)

Модель "Wapen von Hamburg" (I).

Модель "Wapen von Hamburg" (I).

Модель "Wapen von Hamburg" (I).

Модель "Wapen von Hamburg" (I).

Модель "Wapen von Hamburg" (I).

Модель "Wapen von Hamburg" (I).

Модель "Wapen von Hamburg" (I).

Модель "Wapen von Hamburg" (I).

Модель "Wapen von Hamburg" (I).

"Wapen von Hamburg" (I), почему-то подписан, как прусский.

"Wapen von Hamburg" (I), почему-то изображён с прусскими флагами.

"Wapen von Hamburg" (I)

"Wapen von Hamburg" (I)

"Wapen von Hamburg" (I)

"Wapen von Hamburg" (I)

"Wapen von Hamburg" (I)

"Wapen von Hamburg" (I)

"Wapen von Hamburg" (I)

"Wapen von Hamburg" (I)

"Wapen von Hamburg" (I)

"Leopoldus Primus" и "Wapen von Hamburg".

Кормовая фигура "Leopoldus Primus" в Музее истории Гамбурга.

Модель "Leopoldus Primus".

Модель "Leopoldus Primus".

Модель "Leopoldus Primus".

Модель "Leopoldus Primus".

Реконструкция поперечного сечения "Leopoldus Primus" по 8-му шпангоуту.

"Leopoldus Primus". Фрагмент картины Штюра (J. G. Stuhr), 1688 г.

Подписан, как "Leopoldus Primus" на копии гравюры Иоахима Вихмана (Joachim Wichmann) 1675 года.

Голладский образец для "плагиата", вероятно "Magd in den Tuin" на гравюре Венцеля Холлара (Wenzel Hollar), Амстердам, 1647.

На фоне Гамбурга с лева на право "Wapen von Hamburg" I, "Leopoldus Primus" (zweite von links), частный конвоир "König Salomons Gericht" судовладельца Geerd Harmsen Baker и буеры. Картина Elias Galli, ок. 1680.

Северо-германский буер-бакенщик (сдесь - бременский).

Буер.
Следующая страница - Конвойные корабли Бремена.
Предыдущая страница - Конвойные корабли Любека