ОглавлениеCоединения и операции флотаФлот Германии в 1-ой мировой войне → налет на британский конвой в Норвегию 18 октября 1917 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Налет на британский конвой в Норвегию 18 октября 1917 г.

 

 

В сентябре верховное командование германскими вооруженными силами разработало план нападения на так называемый "скандинавский конвой", ходивший между Британией и Норвегией по маршруту Лервик (Шетландские острова) - Берген. Шеер писал в своих мемуарах "Было известно, что допускалась система соединения нейтральных торговых пароходов в конвоируемые караваны, шедшие под прикрытием английских военных кораблей. Эти пароходы должны были поэтому рассматриваться как неприятельские, так как они открыто прибегали к английской защите и, естественно, действовали в пользу неприятеля".

Для проведения набега выбрали крейсера "Brummer" и "Bremse", спроектированные специально для выполнения таких миссий. Несмотря на присущую немцам педантичность и порядок, подготовка к походу проходила с определенными трудностями. Так 12 октября крейсера пришли в Бремерхафен, где им предстояло сменить окраску в целях маскировки. Однако, несмотря на то, что приказ о приготовлении специальной краски был получен еще 7 октября, верфь не смогла его выполнить. Пришлось "смешать темно-серую краску и покрасить корабли в темный цвет". Вечером следующего дня "Brummer" и "Bremse" уже стояли на рейде Брюнсбюттеля, где предстояло принять топливо. Но и здесь их ожидали проблемы. Оказалось, что угля нет и в помине, а топливная баржа имела сильную течь. Только через 16 часов, уже на следующий день, началась погрузка угля (по 200 тонн на корабль сверх нормы) и заполнение водяных цистерн.

В три часа ночи 15 октября, действуя согласно секретному приказу 7195 от 12 октября 1917 г., "Brummer" и "Bremse" под общим командованием фрегаттен-капитана Леонарди, покинули рейд Брюнсбюттеля. В четыре часа они прошли Куксхафен, в шесть - мимо острова Гельголанд. Незадолго до полудня, в условленной точке, крейсера встретили тральщики 1-й и 5-й полуфлотилий, которые должны были обеспечить безопасный проход через линии многочисленных минных заграждений, и четыре миноносца, также участвовавшие в набеге. В течение всего дня отряд пробирался по мелководью вдоль западного побережья полуострова Ютландия, став вечером на якорь. На следующие сутки соединение продолжило движение. После полудня тральщики повернули обратно. В полчетвертого, пройдя широту Бовбьерга, отряд повернул на северо-запад и увеличил ход, сначала до 18, а затем и до 20 узлов. Но практически сразу стало ясно, что из-за разыгравшегося волнения миноносцы не могут держать нужный ход, и Леонарди отпустил их. Далее "Brummer" и "Bremse" пошли вдвоем, войдя в зону действия английской блокады в пол-одиннадцатого вечера. Ночью радисты перехватили радиограмму противника, которую смогли частично расшифровать. Таким образом, Леонарди знал, что в море находится конвой, охраняемый одним или двумя эсминцами.

Приготовления немцев не укрылись от англичан, но при этом последние обманулись в истинных целях операции. Практически угадав с составом отряда - один минный заградитель и несколько эсминцев, лорды Адмиралтейства посчитали, что противник собирается скрытно выставить несколько минных заграждений. Английский историк Генри Ньюболт писал в пятом томе "Naval operations": "Представлялось невероятным, что неприятель мог провести свою операцию так далеко на севере, и поэтому скандинавский конвой не укрылся в гавани". Тем не менее, Адмиралтейство приказало установить наблюдение за всем Северным морем. 16 октября к семи часам утра 6-я эскадра легких крейсеров с шестью эсминцами, вышедшая из Розайта, должна была находиться у Бовбьерга и патрулировать зону к юго-западу от датского побережья. Еще раньше, к пяти часам утра, 4-я эскадра легких крейсеров с пятью эсминцами из Скапа-Флоу развертывалась на дозорной линии между южным побережьем Норвегии и северным берегом Дании. К полудню контроль над средней частью Северного моря устанавливали 1-я, 2-я (обе из Розайта) и 3-я (Скапа-Флоу) эскадры легких крейсеров с шестью эсминцами каждая. Легкий линейный крейсер-авианосец "Furious" с четырьмя эскадренными миноносцами получил приказ произвести поиск по параллели 56° N до меридиана 4° O на случай появления цеппелинов и с наступлением темноты вернуться обратно. Хотя получилось не все так гладко как на бумаге, тем не менее, согласно данным Ньюболта, к 17 октября в Северном море у англичан находились весьма внушительные силы - 3 легких линейных и 27 легких крейсеров и 54 эсминца. И это не считая сил охранения "скандинавского конвоя", насчитывавших легкий крейсер и восемь эсминцев. Как вскоре выяснилось, принятые меры оказались напрасными.

Еще 15 октября из Лервика на восток вышел конвой в сопровождении эсминцев "Mary Rose" (командир-лейтенант-коммандер Чарльз Л. Фокс), "Strongbow" (командир лейтенант-коммандер Эдвард Брук) и двух вооруженных траулеров "Elice" и "P. Fannon". С наступлением следующих суток Фокс покинул охраняемые суда и направился в норвежский порт Марстен возле Бергена, для встречи с транспортами, следующими в обратном направлении. Тем же днем "Mary Rose" и подошедшие траулеры оставили Марстен, взяв под охрану конвой в составе двенадцати торговых судов: британские "Benelench" (4159 брт, 1901 г.), "City of Cork" (1367 брт, 1880 г.), норвежские "Dagbjørg" (787 брт, 1914 г.), "Habil" (636 брт, 1896 г.), "Kristine" (568 брт, 1889 г.), "Silja" (1231 брт, 1905 г.), "Sørhaug" (1007 брт, 1898 г.), шведские "Visbur" (836 брт, 1911 г.), "H. Wicander" (1256 брт, 1892 г.), датские "Margrethe" (1233 брт, 1882 г.), "Stella" (836 брт, 1912 г.) и бельгийское "Лонионье" (1870 брт, 1911 г.). "Strongbow" тем временем, проследив за рассредоточением транспортов восточного конвоя, присоединился к западному уже после наступления темноты.

"Mary Rose"
   
"Strongbow"
   
"Elice"
   
"City of Cork"
   
"Silja"
   
"Margrethe"
   
"H. Wicander"
   
"Stella"

 

Тогда лейтенант-коммандер приказал занять место на левой раковине конвоя, который находился к северу и северо-западу от него. К семи часам утра конвой находился приблизительно в 65-70 милях к востоку от Лервика. "Strongbow" продолжал держаться слева от хвоста конвоя, а "Mary Rose" шел на расстоянии 6-8 миль от головного судна. Было новолуние, дул юго-западный ветер и на море присутствовала сильная зыбь.

Вахтенные "Brummer" первыми, в 6.58 в направлении на 60° обнаружили "Strongbow", вслед за которым заметили около десятка транспортов, идущих двумя линиями приблизительно на юго-запад. По бокам от "торговцев" держались два траулера. В отдалении перед головой колонны в тумане временами виднелся еще один эсминец.

В свою очередь на "Strongbow", противника, быстро приближающего сходящимся курсом с левого борта, увидели только через несколько минут. Сыграло свою роль сходство германских кораблей с британскими крейсерами типа "Arethusa". Англичане три раза прожектором запрашивали опознавательные сигналы, которые тут же в ответ повторялись сигнальщиками "Brummer", пока вахтенный офицер лейтенант Джеймс не понял, что его дурачат. Он приказал вызвать на мостик отдыхавшего Брука. Командир, оценив ситуацию, приказал сыграть боевую тревогу, но уже было поздно.

В 7.06 "Brummer", открыл огонь с дистанции 2800 м, добившись попадания уже вторым залпом, перебившим трубу главного паропровода и уничтожившим радиостанцию. "Strongbow" начал терять ход, среди экипажа было много раненых (в их числе и командир) и убитых. Оба крейсера еще в течение десяти минут обстреливали обреченный эсминец, на котором наблюдались большие клубы дыма и пара в средней части корпуса. Леонарди приказал Вестеркампу добить "Strongbow", а сам занялся транспортами, которые находились на расстоянии от 600 до 2400 метров от крейсера. В этот момент по "Brummer" открыл огонь траулер "Elice". Английские снаряды подали с недолетом в 50-100 метров, давая разрывы желто-зеленого цвета, из-за чего немцы посчитали их с газовой начинкой. Большинство из конвоируемых судов остановились и стали спускать шлюпки (нейтралы), другие вместе с траулером "P. Fannon" повернули и стали уходить на восток. "Brummer" вначале обстрелял большой пароход в ближней колонне, который, как указано в КТВ крейсера "был вооружен и определенно произвел выстрел в ответ". После этого фрегаттен-капитан отдал приказ вести огонь, в том числе и из 88-мм зенитных орудий, по всем транспортам без исключения. В этот момент заметив, что еще одно судно пытается сбежать (датский "Stella"), Леонарди приказал догнать его, а разгром конвоя поручил Вестеркампу. "Strongbow" затонул около 7.30 в точке с координатами 60°06’ N; 1°06’O. Уцелевшие британские моряки, включая тяжело раненого в ногу Брука, перебрались на спасательный плот.

Тем временем на "Mary Rose" услышали канонаду, и Фокс приказал возвращаться к конвою. При этом он понятия не имел, из-за чего началась стрельба, и полагал, что ее причиной стало неприятельская подводная лодка. На "Brummer" второй эсминец, показавшийся из тумана, снова заметили в 7.30. И опять англичан ввел в заблуждение внешний вид германских кораблей. Эсминец начал запрашивать позывные прожектором и по радио. Немцы, как и в случае с "Strongbow", начали вести свою "игру", повторяя запросы противника, а радиосигналы стали глушить более мощной радиостанцией крейсера. В итоге, ни один из эсминцев не смог передать сообщение, и командование британским флотом узнало о нападении на конвой уже слишком поздно.

В 7.35 крейсер начал стрельбу с дистанции приблизительно 8000 м, определенную его артиллерийским офицером "на глаз". Дело в том, что, сближаясь полным ходом с "Mary Rose", "Brummer" в свежую погоду принимал носом большие массы воды. Командирскую рубку захлестывало волнами, и носовой дальномер не мог использоваться. В то же время кормовой из-за сильной вибрации, вызванной работой турбин на полную мощность, вышел из строя. Вдобавок, еще во время обстрела "Strongbow", метровый дальномер, стоявший на правом крыле мостика, сбросило на палубу от сотрясения, вызванным стрельбой 150-мм установки №2.

"Mary Rose" начал отвечать через пять минут. Леонарди отметил в своем рапорте, что, несмотря на сильное волнение, с самого начала стрельба противника оказалась очень частой и весьма прицельной - уже несколько первых залпов дали накрытие, а затем "Brummer" получил единственное попадание 102-мм снарядом, нанёсшим незначительные повреждения. Никто из команды не пострадал.

Противники первоначально сближались, но затем эсминец начал маневрировать, чтобы, как предположили немцы, привести в действие торпедные аппараты. Сражение продолжилась на переменных курсах и скоростях, обусловленных необходимостью "Brummer" уклоняться от возможных торпедных атак. До поры до времени "Mary Rose" удавалось оставаться невредимым, но затем, когда он совершал очередной поворот, с дистанции около 1800 м получил попадание 150-мм снарядом в котельное отделение. Эсминец начал терять скорость и окутался паром. Следующий снаряд, очевидно, попал в топливную цистерну, так как на британском корабле начался сильный пожар, характеризовавшийся высоким красным остроконечным пламенем и сильным черным чадом. После этого "Brummer" засыпал "Mary Rose" градом снарядов, а затем, подойдя на дистанцию 400 метров, в упор дал по нему два полных залпа, превратив неподвижный эсминец в груду обломков. В целом, насчитали 15 попаданий 150-мм снарядов. В 8.03 командир приказал оставить гибнущий корабль. Через две минуты крейсер прекратил стрельбу. Всего из 88 человек команды эсминца спаслись только десять во главе с суб-лейтенантом Фримэном, которые сумели добраться на спасательном плоту до норвежского побережья в районе Бергена. Чарльза Л. Фокса в последний раз видели живым, плавающим в ледяной воде, незадолго до того как "Mary Rose" скрылся под волнами.

Пока Леонарди сражался с эсминцем, Вестеркамп тем временем расстреливал остановившиеся "Dagbjørg", "Habil", "Kristine", "Silja", "Sørhaug", "Visbur", "H. Wicander" и "Margrethe". На долю "Brummer" остался только неповрежденный датский "Stella". В целях экономии снарядов, крейсер, подойдя к пароходу на дистанцию в полкилометра, выстрелил в него торпедой. Однако из-за высокой зыби она прошла под корпусом парохода. Тогда фрегаттен-капитан приказал добить его артиллерией подошедшему "Bremse". Затем оба крейсера, не став спасать экипажи потопленных судов, 24-узловым ходом ушли на восток. Леонарди в рапорте объяснил свое решение следующими обстоятельствами: а) тем, что "Bremse" обнаружил подводную лодку, вероятно действовавшую вместе с конвоем; б) "нецелесообразностью дальнейшего пребывания на этом месте, в связи с опасность появления английских вооруженных сил"; в) нахождением поблизости одного из траулеров.

В итоге, подошедший "Elice" смог спасти 51 моряка с "Mary Rose" (37 погибших) и 39 человек с торговых судов, и затем направился в Лервик. Все это время Адмиралтейство пребывало в неведение о судьбе конвоя. Только в пол-пятого вечера, когда траулер повстречал идущий из Лервика на восток очередной конвой во главе с эсминцами "Marmion" и "Obedient", в Лондоне узнали о нападении. Вскоре и "P. Fannon" вместе с транспортами "Benelench", "City of Cork" и "Лонионье" вернулись в Берген.

Тем временем, "Brummer" и "Bremse", пройдя некоторое расстояние на восток, повернули на север, после чего после двинулись в северо-восточном направлении. Леонарди таким маневром пытался, как можно дольше уклоняться от предполагаемой встречи с британскими кораблями, патрулировавшими на линии Берген - Лервик. Интересно, что командование поставило перед ним дополнительную задачу - по мере возможности нарушение торговых коммуникаций в прибрежных английских водах, вплоть до западного побережья Туманного Альбиона. Однако расход топлива и снарядов оказался значительным, и командующий отрядом решил не испытывать судьбу. В 12.45, когда крейсера находились в точке с координатами 61°20’ N и 3°15’, они повернули на юг. Вначале фрегаттен-капитан планировал под покровом темноты проскочить через Скагеррак и Каттегат в Киль, однако на скорости в 22 узла при работе котлов с нефтяным отоплением из труб обоих кораблей начали вырываться большие облака искр, совершенно демаскируя их. В результате Леонарди не стал рисковать и направился к датскому западному побережью, благополучно пройдя в 6 утра следующих суток широту Люнгвига. В половине шестого вечера 18 октября оба крейсера окончили поход, став на бочки в гавани Вильгельмсхафена.

18 октября для прикрытия их возвращения к Амруму выходили линкоры "Helgoland" и "Oldenburg".

Результатом столь удачного нападения "Brummer" и "Bremse" на "скандинавский конвой" стало потопление двух эсминцев, а также девяти транспортов общей вместимостью 8390 брт. Британское Адмиралтейство отреагировало на нападение тем, что изменило схему и даты движения конвоев и увеличило количество эсминцев для эскортирования. Появилась новая инструкция, согласно которой в случае обнаружения неприятельских кораблей конвою предписывалось "рассыпаться", а эсминцам в первую очередь отправить сообщение о противнике и до подтверждения его приема командованием не вступать в бой. Кроме этого Адмиралтейство приняло решение прикрывать "скандинавские конвои" линейными кораблями.

 

2 крейсера
 
4 миноносца (отпущены из за плохой погоды)
 
обеспечение выхода: тральщики 1-й и 5-й полуфлотилий
 
дальнее прикрытие - 2 линкора
 
+ миноносцы
 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
по материалам этого сайта