ОглавлениеCоединения и операции флотаФлот Германии в 1-ой мировой войне → Подготовка обороны Мемеля (+ бой с русскими эсминцами) 27 октября - 6 ноября 1914 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Подготовка обороны Мемеля (+ бой с русскими эсминцами)
27 октября - 6 ноября 1914 г.

 

 

В 1:09 ночи 27 октября патрулирующий у входа в Финский залив контр-адмирал Беринг получил телеграфный приказ главнокомандующего: «Направить в Мемель большим ходом малый крейсер с 20-й полуфлотилией миноносцев. Вероятна оккупация Мемеля русскими». Беринг немедленно направил в Мемель "Thetis" с миноносцами.

"Thetis" была отправлена ​​в Мемель, потому что, когда в начале ноября началось вторжение русских в Восточную Пруссию, штаб опасался, что город будет оккупирован. 27 октября Балтийским морским силам был отдан приказ произвести приготовления к блокированию гавани пароходами. Блокирование должно было произойти, как только станет неизбежна оккупация неприятелем. Для руководства этими мероприятиями "Thetis" была оставлена ​​в Мемеле. Данцигская верфь оборудовала для этой цели шесть пароходов общей длиной 400 м и 30 октября отправила их в Мемель. Осадка пароходов составляла 5 м, они должны были швартоваться между двумя молами и затем погружаться путем открытия кингстонов, а в аварийной ситуации - путем подрыва. Капитан-лейтенант Эльснер отвечал за командование пароходами.

Когда во второй половине дня 28 октября "Thetis" и 20-я полуфлотилия миноносцев прибыли в Мемель, беседа со старшиной гарнизона капитаном ландвера Краузе показала, что Мемель ни в коем случае не подвергается более серьезной угрозе, чем это было в начало войны. Ходили, конечно, слухи о сосредоточении большого количества войск, но сообщений о нападении на город не было. Немецкие пограничники, дислоцированные в Мемеле и его окрестностях, насчитывали около 800 человек.

На случай нападения фрегаттен-капитан Ниппе (Nippe) предоставил командиру гарнизона десантный корпус крейсера в составе двух мичманов, палубного офицера, 70 унтер-офицеров и матросов, двух пулеметов и врача под руководством лейтенанта-цур-зее резерва Георгиуса (Georgius). Этот десантный корпус 30 октября был переброшен поездом в Байорен и использовался для охраны границы. Поскольку ничего подозрительного со стороны противника не произошло, 31 октября его вернули обратно в Мемель. Действия русских против Мемеля в начале ноября также казались маловероятными, поскольку теперь ожидалось, что русское наступление на Восточную Пруссию, вероятно, пройдет восточнее и южнее Мемеля.

Кроме того, было маловероятно, что русские будут использовать Мемель в качестве базы для морских операций. В Мемеле легкие силы не имели защиты от обстрела с моря, гавань была узкой и небольшой, с неблагоприятной ледовой обстановкой. Обеспечить русским провизию было бы сложно, так как не было железной дороги, ведущей вглубь страны. Кроме того Мемель находился всего в 50 милях к югу от Либавы, которая была оснащена гораздо лучше во всех отношениях и которую русские прочно держали в своих руках. Учитывая эти причины, вряд ли можно было предположить, что русские военно-морские силы будут придавать какое-либо значение Мемелю. Поэтому немецкое военное командование 4 ноября приказало не блокировать порт Мемель и отменить принятые меры. 4 ноября брандеры были переданы в распоряжение главнокомандующего, а "Thetis" - отозван гросс-адмиралом и передан распоряжение отдельного адмирала.

Миноносцы были отпущены к отряду Беринга в ночь на 30 октября, а 5 ноября "Thetis" получил приказ вернуться в Данциг для очистки котлов. Из-за опасности подводных лодок крейсер вынужден был совершить переход ночью и получил указание уничтожать любую подводную лодку, появляющуюся в поле зрения. Фрегаттен-капитан Ниппе принял решение отплыть 5 ноября не раньше 20 часов, учитывая, что если бы другая подводная лодка противника находилась перед входом в гавань, она бы к тому времени всплыла и идентифицировала себя по радиотелеграфу. Выбранное время отправления также позволяло, в соответствии с приказом отдельного адмирала, прибыть в Нойфарвассер затемно.

В 18 часов, выходя из Мемеля, радист крейсера услышал и сообщил о радиопереговорах противника поблизости, которые, по его мнению, исходили от радиостанции небольшого судна. Командир крейсера сделал из этого вывод, что между Мемелем и Данцигом находятся неприятельские подводные лодки, и предложил адмиралу выставить на этом участке побережья наблюдательную службу из катеров вспомогательного дивизиона тральщиков «Нойфарвассер».

В то-же время, 5-6 ноября 1914 в этих местах русский полудивизион особого назначения в составе эскадренных миноносцев «Новик», «Генерал Кондратенко», «Охотник», «Пограничник» и «Сибирский стрелок» поставил минное заграждение: «Новик» - 50 мин перед Пилау, остальные 4 миноносца - 140 мин на подходах к Мемелю. В прикрытии операции в море находились 4 эскадренных миноносца 2-го дивизиона.

Новик
   
Однотипные Генерал Кондратенко, Охотник, Пограничник и Сибирский стрелок

 

6 ноября во время обратного перехода из Мемеля в Данциг их обнаружил крейсер "Thetis", который вступил с ними короткий бой.

В 22:50, при ходе юго-западным курсом в 30 милях от Мемеля, при полной луне и очень ясной ночи с "Thetis" увидели на северо-западе большое облако дыма, которое быстро разделилось на два облака, увеличивались в плотности и быстро разделялись дальше. Командир полагал, что корабли первоначально шли на крейсер, но позже повернули на восточный или северо-восточный курс. Первое впечатление с мостика крейсера было то, что это было одно крупное судно, позднее - два корабля размером с "Thetis", шли мимо на большом расстоянии в противоположных направлениях. Количество труб было невозможно разобрать, и вскоре корабли появились в поле зрения. У командира и начальника боевой вахты сложилось впечатление, что это не миноносцы. Оба корабля были вне досягаемости прожекторов крейсера.

После того, как корабли вошли в поле зрения, "Thetis" повернул на 4 румба. Командир мотивировал в своих боевых донесениях эту меру тем, «что "Thetis" имел перед собой крейсера и приближение к ним для корабля, который в настоящее время имел максимальную скорость только 16 узлов, не представлялось целесообразным. "Thetis" не сообщила по радио о наблюдении этого противника. В 23:08 крейсер повернул на юго-юго-запад и вернулся на свой прежний курс.

6 ноября по правому борту было замечено затемненное судно, идущее противоположным курсом, которое вскоре немного отклонилось. Судя по сильному белому следу, судно двигалась с большой скоростью. "Thetis" подал опознавательный сигнал, на который не ответили. Когда прожекторы осветили цель, командир отдал приказ открыть огонь. Противник был идентифицирован как миноносец с тремя трубами. После нескольких выстрелов "Thetis" медленно развернулся на левый борт, чтобы открыть огонь из бортовых орудий. Всего было произведено 15 выстрелов с расстояния от 1000 до 1700 м.

Возможность дальнейшего ведения огня прекратилась, когда миноносец попал в корабельный дым и прожекторы уже до него не доставали. Сразу же миноносец скрылся из виду. В 1:50 был возобновлен курс на Данцигскую бухту, так как преследование миноносца было безнадежным ввиду большой разницы в скорости.

Об этом втором столкновении с противником в 1:45 донесено по радио отдельному адмиралу: «Обстрелял вражеский миноносец с тремя трубами в квадрате 125 δ». В боевом дневнике отдельного адмирала есть следующие размышления по этому поводу: «Нет известных кораблей, отправленных в море для поддержки "Thetis", да и необходимости в этом сейчас нет, так как он побывал в бою только с одним миноносцем. Предполагается, что последуют дополнительные отчеты. Ввиду того, что имеющийся до сих пор отчет не очень ясен и не раскрывает ни мер, предпринятых "Thetis", ни мер миноносца, изначально воздержался от передачи, тем более что поблизости нет наших кораблей.»

В 5:15 утра "Thetis" прибыл в Нойфарвассер и фрегаттен-капитан Ниппе доложил о событиях ночи. Контр-адмирал Беринг прокомментировал письменный отчет капитана фрегата Ниппе следующим образом: «Когда замеченные суда повернули перед "Thetis", они не могли чувствовать превосходство над немецким крейсером, идущим в одиночку. Поэтому предположение, что это были миноносцы, является разумным. Тем более было необходимо узнать больше, что "Thetis" имел приказ уничтожать подводные лодки противника. Это вполне могли быть миноносцы противника, сопровождающие подводные лодки. Если противниками были не миноносцы, а минные заградители, то разведка и уничтожение этих кораблей были совершенно необходимы. Если это были крейсера, то есть шанс опознать их вовремя в яркой, ясной лунной ночи. Не доказано, остались ли бы отвернувшиеся противники недосягаемыми при преследовании, поскольку "Thetis" не предпринимал попыток сделать это. Непонятно отсутствие радиотелеграфного сообщения.»

К сожалению, вскоре было доказано, насколько верна была оценка отдельного адмирала и его предположения о характере вражеских кораблей и их намерениях. На минном заграждении в районе Пилау 6 сентября 1915 г. погиб германский пароход "Breslau", а 14 октября 1915 г. подорвался эскадренный миноносец "S.149", а 17 ноября на заграждении у Мемеля погиб броненосный крейсер "Friedrich Саrl".

Поскольку командир "Thetis" докладывал, «что из-за плохого зрения он не только мог принимать решения, основанные на собственных наблюдениях, но и зависел от наблюдений и донесений персонала мостика». По этой причине главнокомандующий подал заявку на его замену. 11 ноября 1914 командование "Thetis" принял корветтен-капитан Хальм (Halm), командир "Lübeck", который в это время проходил длительный ремонт на верфи.

Контр-адмирал Беринг приказал, чтобы отныне Данцигский залив ночью охранялся легким крейсером. Это должно было обезопасить морской район к востоку от Хелы и к северо-востоку от линии Хела-Пасеварк-Бейк. Никаких мер для выяснения того, ставили ли минные заграждения суда, замеченные "Thetis" у Мемеля, не принималось, причина, несомненно, заключалась в отсутствии подходящих подразделений минной разведки, хотя было известно, что русские будут стремиться использовать минные заградители в наступательных целях. У контр-адмирала Беринга были только тихоходные траулеры вспомогательной дивизии тральщиков Neufahrwasfer, которые нельзя было использовать в открытом море без крейсерского прикрытия, и их было как раз достаточно для охраны Данцигского залива и входных и выходных путей в Данциг и Нойфарвассер. У гросс-адмирала вообще не было собственного соединения тральщиков в западной части Балтийского моря. 2-я дивизия тральщиков, которая была предоставлена ФОМ для сторожевой службы на проливе Зунд, должна была как можно скорее вернуться в Северное море, использовать ихв это время на востоке Балтики было невозможно, так как тогда охрана Зунда имела первостепенное значение, всегда оставаясь воротами для английских подводных лодок.

В последующие дни поступали сообщения о новых признаках присутствия сил противника в восточной части Балтийского моря. С «Amazone», которую принц Генрих отправил из Киля в Данциг 6 ноября в 16 часов для сопровождения подводной лодки «U A» в качестве подкрепления вооруженным силам отдельного адмирала, 7 ноября в 19:20 у Риксхёфта видели прямо впереди подряд четыре подозрительно слабых огня через равные промежутки, которые при определенных обстоятельствах могли быть кильватерными фонарями миноносцев, но в неприглядную погоду вскоре скрылись из виду. Капитан Люттер не думал, что ему следует оставить подводную лодку, которую он конвоировал. Контр-адмирал Беринг, с другой стороны, считал, что разведка важнее, и следовало принять немедленные меры против подозреваемых миноносцев противника.

Ночью 8 ноября в час ночи капитан шведского парохода заметил у Сандхаммара два затемнённых миноносца, один с четырьмя трубам, другой с двумя. Можно предположить, что в период с 5 по 8 ноября русские легкие силы выходили в центральную часть Балтийского моря.

Thetis
20-я полуфлотилия миноносцев (до 30 октября)
 



 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.


последнее обновление: 31.05.2022