ВходОглавлениеКрейсера → шлюпы типа "Albatross"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

канонерские лодки-шлюпы, с 1884 крейсера IV класса
(Kanonenboote / Kreuzer IV. Cl.)

типа

 Albatross 


Германия, 1872-1873 г. 2 ед.

 

*
Albatross
*
Nautilus
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Albatross <Kaiserlich Werft>, Данциг, Ersatz Crokodill 1869 служил за границей, с 1888 ГИСУ, 9.01.1899 исключена, продана, морской лихтер, затем угольная баржа, в 03.1906 выброшена на берег штормом и разбита волнами.
11.03.1871
23.12.1871
2 Nautilus <Kaiserlich Werft>, Данциг, Aviso A 1870 служил за границей, с 1888 ГИСУ, 14.12.1896 исключена, угольный блокшив в Киле, в 1905 продан за 11000 М, слом в Свинемюнде.
31.08.1871
4.06.1873
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 713 т
полное 786 т
регистровое 413 брт, 225 нрт
Размерения длина ВЛ 51,21 м
полная 56,95 м
ширина 8,32 м
осадка носом 3,62 м
кормой 3,75 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 3,14 м
1 МО 2 горизонтальных 1-цилиндровых ПМ простого расширения производства "Möller & Hollberg", Штеттин
1 КО 2 коробчатых ПК (6 топки, 2 атм.)
 с 1879-80 цилиндрические (Albatross) или коробчатые (Nautilus) производства "Kaiserl. Werft" в Киле
мощность проектная 601 л.с.
паруса баркентины, 710 м², позже - 3-мачтовые шхуны, 471-415 м²
Ходовые данные скорость проектная 10,9 уз.
на испытаниях Albatross: 10,5 уз. при 491 л.с., 104 об/мин.
Nautilus: 10,0 уз. при 496 л.с., 103 об/мин.
запас топлива 100 т. угля
дальность плавания со скоростью 10 уз. 1270 миль
Экипаж 103 чел. (5 офицеров, 98 матроса)
Дополнительные данные корпус деревянный, медная обшивка днища
управление 1 руль
плавсредства 4 лодки
цена 762 тыс. DM
ВООРУЖЕНИЕ
2 - 150 мм/22 [140 снарядов], 4600 м в конце службы разоружены
2 - 120 мм/23 [180 снарядов], 5500 м
позже + 3 - 37 мм револьверных

 


 

 

"Ersatz Crokodill" спроектирован, как увеличенный вариант канонерок типа "Camaleon" , для колониальной и станционной службы. Второй корабль задумывался, как колёсное авизо, но позже его решили строить однотипным с первым. По вступлении в строй оба числились канонерскими лодками I класса. По британской классификации относились к шлюпам, поэтому, а также для поднятия ранга командира, учитывая ответственность колониальных задач, в 1884 г. были официально перечислены в крейсера IV класса.

 

Имели очень хорошую мореходность, но сильно теряли скорость на волнении, маневрировали посредственно, но хорошо держали курс. Неплохо ходили под парусами.

 

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

Изменения:

с 28 января 1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

S.M.S. Albatross

 

"Albatross" (бюджетное наименование "Ersatz Crokodill") заложен верфью "Königliche Werft" (с 1871 "Kaiserliche Werft") в Данциге в 1869, спущен 11 марта 1871, введен в состав ВМС Германии 3 декабря 1871.

 

После испытаний и доделок в 1872 "Albatross" был придан "летучей эскадре". Его задачей была защита немецких экономических интересов в Южной Америке и Вест-Индии (Карибское море). При этом он посетил гавани Венесуэлы, Колумбии, Гаити и Ямайки. В марте 1873 корабль вернулся домой.

 

Летом 1873 канонерская лодка сопровождала наследного принца Фридриха (в 1888 император Фридрих III) и его супругу (в 1888 императрица Виктория), во время путешествия в Великобританию.

 

В 1874 и 1875 "Nautilus" и "Albatross" крейсировали у испанского побережья, так как во время гражданской войны там был убит немецкий репортер. 5 сентября 1874 корабли были обстреляны с позиций повстанцев у Гуэтарии. Оба немецких корабля открыли ответный огонь, после чего войска удалились. 12 декабря 1874 повстанцы на северном испанском побережье обстреляли немецкий торговый парусник "Gustav", вынудили экипаж покинуть корабль и разграбили его. "Augusta", "Albatross" и "Nautilus" зашли в Сантандер и потребовали возмещения ущерба от испанского правительства, что было выполнено.

 

В 1877 "Albatross" отправился в Восточную Азию на и в марте 1877 достиг Шанхая. В ноябре корабль ходил на Гавайи и посетил тамошнего короля. 15 января 1878 он прибыл в Апиа на Самоа. Здесь 24 января был заключён торговый договор и договор о дружбе. В ноябре и декабре 1878 "Albatross" присутствовал на всемирной выставке в Сиднее и принимал участие в регате. В 1880 корабль вернулся в Киль и был отправлен на капитальный ремонт.

 

В 1882 "Albatross" отправился в Южную Америку и посетил там различные портовые города. Из-за беспорядков на Самоа в 1884 канонерская лодка была послана в Апиа, чтобы защитить там немецких жителей, в это время она была переклассифицирована в крейсер IV класса. В 1887 она отправилась домой, посетив при этом Камерун, и 3 апреля 1888 достигла Вильгельмсхафена.

 

С конца 1888 "Albatross" применялся как гидрографическое судно, исключен 9 января 1899, продан и использовался как морская баржа, позднее как угольная баржа. В марте 1906 во время шторма она села на мель и затонула в результате образования трещины в корпусе.

1871 - 1895 нет данных
05 - 10.1895, 04 - 09.1896 корветтен-капитан Johannes Merten
1896 - 1899 нет данных

 

S.M.S. Nautilus

"Nautilus" (бюджетное наименование "Aviso A"), заложен верфью "Königliche Werft" (с 1871 "Kaiserliche Werft") в Данциге в 1870, спущен 31 августа 1871, введен в состав ВМС Германии 4 июня 1873.

 

Первое время корабль служил в домашних водах, середине мая 1874 с канонеркой "Salamander" он оказывал помощь севшему на мель у Лангеланна корвету "Nymphe".

 

В 1874 и 1875 "Nautilus" и "Albatross" крейсировали у испанского побережья, так как во время гражданской войны там был убит немецкий репортер. 5 сентября 1874 корабли были обстреляны с позиций повстанцев у Гуэтарии. Оба немецких корабля открыли ответный огонь, после чего войска удалились. 12 декабря 1874 повстанцы на северном испанском побережье обстреляли немецкий торговый парусник "Gustav", вынудили экипаж покинуть корабль и разграбили его.  "Augusta", "Albatross" и "Nautilus" зашли в Сантандер потребовали возмещения ущерба от испанского правительства, что было выполнено. В начале 1876 "Nautilus" вернулся в Киль.

 

В начале апреля 1876 канонерская лодка была отправлена в Восточную Азию. Так как в Салониках были убиты немецкий и французский консулы, потребовалась остановка в Константинополе. В конце июля там его сменила канонерка "Comet", "Nautilus" продолжил путь и 11 сентября достиг Сингапура. В 1877 он посетил различные китайские гавани. Во время сильного тайфуна 2 октября 1877 "Nautilus" столкнулся с британским пароходом и получил повреждения. В начале 1878 корабль отправился домой и в августе достиг Киля, где был поставлен на ремонт на Императорской верфи в Киле.

 

В середине 1879 корабль отправился в Австралию, что бы сменить там "Albatross". Он участвовал в подготовке немецкой экспозиции всемирной выставки в Сиднее. В середине ноября "Nautilus" перешёл в Апиа на Самоа и остался там как стационер. В начале 1881 корабль приступил к возвращению домой и 15 сентября достиг Киля.

 

После капитального ремонта в начале октября 1883 "Nautilus" снова ввели в строй. В январе 1884 канонерская лодка с вице-адмиралом Ашенхорном (Aschenhorn) посетила побережье Юго-Западной Африки с приказом осмотреть приобретения. Из Южной Африки корабль отправился в Восточную Азию, чтобы усилить немецкое соединение во время французско-китайской войны. В Гонконге канонерская лодка присоединилась к Восточноазиатской крейсерской эскадре, в это время она была переклассифицирована в крейсер IV класса. В середине сентября 1885 "Nautilus" перешел к Маршалловым островам (позже немецкая Новая Гвинея), и принял их под немецкую защиту.

 

13 октября 1885 "Nautilus" под командованием корветтен-капитана Реттгера прибыл в Джалуит, где Немецкая империя владела угольной станцией. Через 2 дня Маршалловы и смежные острова Браун и Провиденса под торжественный подъём немецкого флага были объявлены капитаном Рёттгером немецким протекторатом.

Летом 1887 корабль получил приказ идти в Восточную Африку и 15 августа прибыл в Занзибар. Вместе с Карлом Петером корабль принимал участие в различных экспедициях и в том числе посетил Виту. В начале декабря 1888 "Nautilus" вернулся в Киль и там был выведен из эксплуатации.

В Киле "Nautilus" был перестроен в гидрографическое судно и с 1891 использовался в западном Балтийском море.

14 декабря 1896 бывшая канонерская лодка окончательно была вычеркнута из списка военных кораблей и использовалась как угольный склад в Киле, в 1905 продана за 11 000 марок и разделана в Свинемюнде.

1873 - 1885 нет данных
октябрь 1885 корветтен-капитан Röttger
1885 - 1896 нет данных

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1871-1899
Nautilus
Первоначальный проект "Nautilus" в качестве колёсного авизо.
Nautilus
"Nautilus"
Nautilus
"Nautilus"
Наутилусы — род головоногих моллюсков. Спиральная раковина диаметром 15—23 см. используется как поплавок и балласт. Наутилус способен всплывать к поверхности воды или погружаться в её толщу. Раковина закручена спирально. Современные представители рода обитают в западной части Тихого океана, у островов Фиджи, Новая Гвинея, Новые Гебриды, Новая Каледония, Соломоновых и Филиппинских островов.
Nautilus
"Nautilus"
Nautilus
"Nautilus"
Albatros
"Albatros"
Albatros
"Albatros"
Альбатрос (лат. Diomedea) — род морских птиц. Одни из самых крупных летающих птиц на земле. Размах крыльев может достигать 3,7 м (в среднем чуть менее 3 м), что является абсолютным рекордом. Взрослые птицы могут достигать 11 кг веса, что сравнимо с весом крупного лебедя. Обитают альбатросы в Южном океане (воды, окружающие Антарктиду) и в основном гнездятся на отдалённых островах.
Albatros
"Albatros"