ОглавлениеПарусные корабли → Бранденбургские большие фрегаты

  Парусные корабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Бранденбургские большие фрегаты
(Fregatte)
Бранденбург, 1675-1694 гг. не менее 11 ед.

 

*
Churprinz (von Brandenburg)
*
Leopard
*
Goldener Löwe
*
Friedrich Wilhelm → Wappen von Brandenburg → Dorothea
*
Dorothea → Güldener Löwe
*
Markgraf von Brandenburg
*
Friedrich Wilhelm Zu Pferde
*
Churprinz = Der grosse Afrikaner
*
Churprinzess
*
Friedrich III
*
Schloss Oranienburg
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя место постройки дата ввода в строй примечания
1 Churprinz (von Brandenburg) Голландия 1675 В 1685 продан.
2 Leopard Швеция 1676 Трофейный шведский брандер "Leoparden", в 1679 слом.
3 Goldener Löwe ? ? Известно только, что в 1678 разбился.
4 Friedrich Wilhelm Kurfürstliche Werft Kolberg, Кольберг 1679 с 1681 Wappen von Brandenburg, с 1682 Dorothea, в 1692 - слом.
5 Dorothea Kurfürstliche Werft Kolberg, Кольберг 1679 с 1681 Goldener Löwe, в 1692 - брошен.
6 Markgraf von Brandenburg ? 1680 Трофейный, быв. испанский Carolus II, в 1687 продан Испании.
7 Friedrich Wilhelm Zu Pferde Pillau Princpaute, Пиллау 1684 31.10.1692 (или 1.11.1693) погиб в бою с французскими кораблями.
8 Churprinz Kurfürstliche Werft Berlin, Берлин 1684 = Der grosse Afrikaner, в 1694 продан.
9 Churprinzess Kurfürstliche Werft Berlin, Берлин 1687 С 1702 в море не ходил, 1712 продан.
10 Friedrich III Havelberger Werft, Хафельберг, стр. № 3 1692 С 1708 в море не ходил, 1725 продан.
11 Schloss Oranienburg Havelberger Werft, Хафельберг, стр. № 5 ---- В 1708 продан.
ТТХ
  Churprinz Leopard Friedrich Wilhelm Dorothea Markgraf von Brandenburg Friedrich Wilhelm Zu Pferde Churprinz Churprinzess Friedrich III Schloss Oranienburg
Водоизмещение   ок. 500 т.       ок. 900 т.     1050 т. 850 т.
Размерения длина 33,5 м. 34,75 м. ок. 33 м. ок. 38 м. 35,4 м. 38,1 м. 34,4 м. 34,5 м. 36,24/38,4/45 м. 36,6/37,67 м.
ширина 8 м. 8,2 м. ок. 8 м. ок. 10 м. 9,8 м. 10,36 м. 8,2 м.   9,48/10,2/10,5 м. 8,7/9,3 м.
глубина трюма           3.96 м.     5 м. 4,52/4,88 м.
Экипаж     до 160 человек (1679)     300 человек (1687)
 200 человек (1689)
 160 человек (1692)
180 чел.   45-50 моряков + 150 солдат. 40 моряков + 150 солдат.
ВООРУЖЕНИЕ
Churprinz В разное время 20-24-26-32 пушек (называются также цифры 12-14-16, вероятно без мелких пушек)
Leopard В разное время 20-28 пушек
Goldener Löwe 36 пушек
Friedrich Wilhelm В разное время 40-44 пушки
Dorothea В разное время 32-40 пушек
Markgraf von Brandenburg В разное время 28-50 пушек
Friedrich Wilhelm Zu Pferde Сперва 54 пушки, в 1692: 20-12ф. на гандеке, 5-3ф. на гандеке, ? на обердеке
Churprinz В разное время 20-36 пушек
Churprinzess В разное время 19-42 пушки
Friedrich III В разное время 32-50-56 пушек
Schloss Oranienburg В разное время 26-32-40 пушек




 

В эпоху повальной неграмотности матросов, а часто и командиров, вместо надписи на борту, название указывалось гербом или другим изображением на корме. Иногда оно дополнялось надписью (обычно - на латыни), которая могла быть не названием, а девизом. Поэтому, даже в документах один и тот же корабль мог иметь несколько вариаций имени и может оказаться, что какие то указанные здесь два корабля - на самом деле - один и тот-же.

То же о количестве пушек. Официально корабль имел штатное их число, но фактически количество орудий менялось в зависимости от наличия их в арсенале и задачи плавания, а на зиму все пушки снимались. Кроме того, некоторые авторы документов включали в число орудий мелкие (фальконеты и др.), в то время, как другие считали только "настоящие" пушки. Отсюда разница в "пушешности" одного и того-же судна.

 

Когда в мае 1675 Шведский король Карл XI обьявил войну Бранденбургу и Голландии, правительство Бранденбурга не имело своих кораблей. Голландец Бенжамин Рауле (Benjamin Raule), торговец из голландского города Мидделбург, предложил Великому курфюрсту Фридриху Вильгельму свою службу. Рауле заявил о наличии десяти судов разных размеров. Он действительно заказал в Голландии 10 судов, но готовы оказались только 6.

В итоге Рауле получил каперское свидетельство на конфискацию шведских и нидерландских судов, которые снабжали Швецию и перешёл в Балтику с 6 своими кораблями: "фрегатами" Churprinz, Berlin, Potsdam и малыми кораблями Cleve, Bielefeld и Bulle. За четыре недели он захватил  21 шведское торговое судно.

 

Союзники Фридриха жаловались на вред, который эти каперы причиняли их торговле, и в 1675 Фридрих назначил новую встречу с Рауле, в результате чего каперские свидетельства были отменены, но вместо этого Рауле поручили создание бранденбургского морского флота. Он поставил под флаг курфюрста два "фрегата" с 16 и 12 пушками (Churprinz, Berlin), 6-пушечный галиот Potsdam (вместо проданного по причине негодности первогоPotsdam) и два пиннаса, и эти суда уже можно рассматривать, как входящие в состав флота Бранденбурга.

 

CHURPRINZ

Много неясности с первым большим бранденбургским фрегатом Churprinz. До получения бранденбургской лицензии он, по некоторым данным, носил голландское имя Jonge Marie. Везде, где указан его ранг - он VI (по британскому стандарту, в Бранденбурге им не пользовались), но количество пушек постоянно растёт: как капер в 1675 он был 16 или 20-пушечным, в походе на Эльбу (1677) - он уже 24-пушечный, к концу войны (1678) - 26-пушечный. Кроме того в документах за 1676 г. упоминается 26-пушечный фрегат VI ранга Churprinz von Brandenburg, при походе в Испанию в 1680 Churprinz называется 32-пушечным, наконец, в списке кораблей из "Taschenbuch der Kriegsflotten" указаны два корабля: 26-пушечный Churprinz von Brandenburg и 40-пушечный фрегат VI ранга Churprinz, но второй был уже новым кораблём, построенным в Берлине в 1684 году. Существует несколько вариантов написания его имени: Churprinz, Chur Prinz, Kurprinz, Churprinz von Brandenburg и Kurprinz von Brandenburg.

 

***

25-26 мая (или июня) 1676 года в ходе датско-шведской войны произошло Ясмундское сражение или сражение у Борнхольма. Бранденбургские корабли захватили шведский брандер "Leoparden", отставший от флота восточнее Ясмунда, но в самом бою они участия не принимали. Брандер был взят бранденбургской эскадрой из трех фрегатов (Churprinz von Brandenburg, König von Spanien и Berlin), двух галиотов (Potsdam и Cleve) и шести "шлюпов" (очень маленьких судов), которые шли из Копенгагена, чтобы присоединиться к союзникам (флотам Дании и Голландии). Захваченный брандер был присоединён к флоту в ранге 28-пушечного фрегата Leopard.

LEOPARD

28-пушечный фрегат Leopard был построен в Швеции в 1676, как торговое судно "Leoparden", с началом войны нанят флотом и оборудован, как брандер, 25 июня 1676 был захвачен бранденбургской эскадрой и присоединён к флоту в качестве фрегата. Служил до конца войны, после чего в 1679 был продан на дрова.

***

В конце августа 1677 Ван Беверен с кораблями Churprinz (24 п.), Maria (6 п.) и Eichhorn  (12 п., быв. Ekorre) был послан в устье Эльбы с приказом захватить какой-нибудь французский корабль и привести его в Копенгаген или Карлштадт (на тот момент - бранденбургская крепость). Вероятно, поход был безрезультатным.

На момент заключения мира со Швецией в 1678 г. Churprinz, Berlin и König von Spanien крейсировали в Балтике, новый фрегат Rother Lowe, Leopard и 5 галиотов возвращали пленных в Швецию.

GOLDENER LÖWE

В 1678 году также заявлена навигационная гибель 36-пушечного фрегата Goldener Löwe (Золотой Лев, характерен для гербов южно-Германских государств в т. ч. Бавария, хотя, скорее всего название было связано с Пфальцем, к которому курфюрст тогда имел достаточно большой интерес). Информация связана с получением этого имени новым фрегатом, спущеным на воду в этом году, где он назван "вторым", однако до 1681 года он носил имя Dorothea.

***

Непосредственно после заключения мира с Францией правитель Бранденбурга снова искал применения для своего нового флота.  Ранее в первой половине 1679 он успешно послал несколько судов, чтобы блокировать Гамбург и добился выплаты долга в 100 000 талеров. В этом походе участвовали Dorothea, Berlin, Rother Löwe, Leopard, Prinzess Maria, Prinz Ludwig и Wasserhund.

DOROTHEA

32-40-пушечный 33-метровый фрегат Dorothea был построен в Кольберге в 1678-1679 гг. голландским судостроителем Пекельрингом (Gillis C. Peckelhering). Он был назван в честь Доротеи Бранденбургской, второй жены курфюрста Фридриха Вильгельма. Вскоре после ввода в строй подводная часть корпуса была подкреплена толстыми досоками.

Вооружение: до 32 орудий (в зависимости от состояния оборудования; в 1680: 10 восьми-, 6 шести-, 6 четырех-, 6 трех- и 4 двухфунтовых), экипаж от 100 до 120 моряков и до 40 морских пехотинцев.

В 1680-1681 годы фрегат принимал частие в аперстве против Испании. 16 сентября 1680 корабль под командованием Томаса Олдерса в составе эскадры Клауса фон Беверна у Остенде участвовал в захвате испанского фрегата Carolus Secundus, который затем был передан флоту Бранденбурга как Markgraf von Brandenburg. В конце 1681 Dorothea переименовали в Goldener Löwe. (Имя Dorothea в январе 1682 получил фрегат Wappen von Brandenburg).

В августе 1682 г. корабль перешёл из Пиллау в Балтийском море в Эмден на побережье Северного моря. В ходе осуществления колониальной экспансии Великого курфюрста, с 1683 по 1695 фрегат выполнил многочисленные походы в Западную Африку и Вест-Индию в Карибском бассейне. Длительное нахождение в тропиках вызвало износ конструкций и в результате в 1695 году Goldener Löweпришлось бросить и разобрать на карибском острове Санкт Томас.

***

Теперь правитель Бранденбурга решил применить те же самые методы против более крупного врага, Испании. Здесь ему были должны не менее 1 800 000 талеров, одолженных во время последней войны, и так, как было немного шансов вернуть деньги, он решил возместить это, посылая суда против испанской торговли. С этой целью 14 августа 1680 семь кораблей, несущие в сумме 166 пушек (Friedrich Wilhelm (40); Churprinz (32); Dorothea (32); Rother Lowe (20); Fuchs (20); Berlin (16) и Salamander (6)) покинули Пиллау под командованием Клэеса ван Бёверена. Месяц спустя, 18 сентября, это подразделение встретило в Канале и захватило испанский фрегат Carolus II, включённый позже в состав своего флота, как Markgraf von Brandenburg. Ван Беверен вернулся с призом в Пиллау.

FRIEDRICH WILHELM

40-44-пушечный 38-метровый фрегат Friedrich Wilhelm был построен в Кольберге в 1678-1679 гг. голландским судостроителем Пекельрингом (Gillis C. Peckelhering). Вскоре после ввода в строй корпус был усилен толстыми досками.

Вооружение: до 44 орудий (в зависимости от состояния оборудования), экипаж - до 150 моряков и до 50 морских пехотинцев.

В 1680-1681 годы фрегат принимал участие в каперских операциях против Испании. 16 сентября 1680 корабль под командованием Томаса Олдерса в составе эскадры Клауса фон Беверна у Остенде участвовал в захвате испанского фрегата Carolus Secundus, который затем был передан флоту Бранденбурга как Markgraf von Brandenburg. 30 сентября 1681 Friedrich Wilhelm с эскадрой Томаса Олдерса участвовал в морском сражении у мыса Сент-Винсент (Португалия). После возвращения судно находилось в Кенигсберге. В конце 1681 корабль был переименован в Wappen von Brandenburg, но уже в начале 1682 его снова переименовали, теперь уже в Dorothea.

В октябре 1684 корабль перешёл в Эмден. В ходе осуществления колониальной экспансии Великого курфюрста, с 1683 по 1695 фрегат выполнил многочисленные походы в Западную Африку и Вест-Индию в Карибском бассейне. Длительное нахождение в тропиках вызвало износ конструкций и в результате с 1690 корабль стоял в Эмдене и, наконец, в 1692 был разобран.

***

MARKGRAF VON BRANDENBURG

18 сентября 1680 испанский 35-метровый фрегат Carolus II (мог нести до 50 пушек) был захвачен в Канале эскадрой Клауса фон Беверна и позже включён в состав флота Бранденбурга, как Markgraf von Brandenburg. В 1687 продан Испании (или возвращён за вознаграждение).

***

FRIEDRICH WILHELM ZU PFERDE

Самый большой и мощный бранденбургский корабль - 50-54-пушечный 38-метровый фрегат "Friedrich Wilhelm Zu Pferde" (Фридрих Вильгельм верхом на лошади) был заложен в 1680 на верфи Pillau Princpaute голландским судостроителем Пекельрингом (Gillis C. Peckelhering), спущен 25 апреля 1681 и укомплектован в октябре 1684. У судна были типичные голландские особенности. Как двухпалубный корабль он нёс 54 орудия и имел команду 200-250 человек. Полная длина составляла 37 м, водоизмещение - приблизительно 900 тонн.

Он стал самым крупным кораблём бранденбургского флота за всю недолгую историю его существования. В октябре 1684 он был снаряжён в Кёнигсберге и вошёл в состав флота, в 1685 перешёл в Эмден, в сентябре 1691 конвоировал флейт "Derfflinger" до Шетландских островов. 25 июля 1692 с большим флотом корабль отплыл из Эмдена к Гвинее. В это время Бранденбург был в состоянии войны c Францией. Во время похода он и "Salamander" одержали победу над французским судном.

Ночью 1 ноября 1693 г. три французских судна атаковали "Friedrich Wilhelm Zu Pferde" у мыса Спартель. С первых выстрелов капитан Жан Ле Саж (Jan le Sage) был убит, корабль был взят на абордаж французами, захвачен и сожжён.

***

 

Churprinz последний раз упоминается в ноябре 1682, когда под командованием капитана Маттеуса де Фосса (Mattheus de Voss) в сопровождении "Morian" прибыл к Золотому Берегу в Африке. Командиру экспедиции, майору Отто Фридриху фон дер Грёбену (Otto Friedrich von der Gröben) с трудом удалось восстановить контакт с "подрядчиками" первой экспедиции 1681 года. В новом 1683 году он был на юге от мыса Трес-Пунтас в устье реки у островной горы под барабанный бой поднял белый флаг с красным орлом и произвёл салют из пушек. 14 начальников окрестных деревень были обязаны торговать только с Бранденбургом. Остров был превращен в крепость и получил название "Гросс Фридрихсбург". В конце 1683 онвернулся на родину и в октябре 1685 был продан.

KURPRINZ = Churprinz (II)

В 1684 году в Берлине был спущен на воду новый 20-36-пушечный, 34-метровый фрегат Churprinz, который получил прозвище Der grosse Afrikaner. Известно, что в 1691 он был в Эмдене (оттуда перешёл в Гамбург), а в июне 1692 находился в Западной Африке, в прибрежном городе Аргуин в современном Мавритании, откуда он с грузом рабов перешёл на остров Сент-Томас (Виргинские острова). К 1693 Kurprinz снова был в Эмдене, где через год был продан.

***

KURPRINZESS = CHURPRINZESS

В 1684 году в Берлине также был спущен на воду новый 19-42-пушечный, 34-метровый фрегат Churprinzess. Известно, что 26 и 28 ноября 1698 у берегов Африки был атакован английскими пиратами, но сумел отбиться, потеряв несколько человек убитыми и раненными. Это был один из последних рейсов бранденбургских кораблей в Африку. Через год Churprinzess была выведена из эксплуатации и, после долгой стоянки, в 1712 году была разобрана в Эмдене.

***

FRIEDRICH III

32-пушечный, 38-метровый фрегат Friedrich III был построен в Хафельберге голландским корабельным матером Йостом Элинком (Jost Elynck). Заложен в 1688 под строительным номером 3. Завершение корпуса длилось около двух лет. В начале 1690 после схода льда на реке Эльба, корпус был отбуксирован в Гамбург. До 8.14.1692 корабль стоял в Гамбурге и в отчетах не упоминался. В этот день он получил имя Friedrich III в честь правящего курфюрста Бранденбургского. Затраты на строительство составили 13000 талеров. Вся постройка заняла почти четыре года. Капитаном был назначен самый опытный моряк торговой компании - голландец Корнелис Рерс (Cornelis Reers).

 

Корабль имел площадь парусов ок. 100 кв. м. Зеркало юта имело высоту 14 метров до фонаря. Корабль должен был быть построен быстро и для наиболее экономичного использования, поэтому имел относительно небольшое количество фигурных украшений. Галереи были выполнены в спартанском стиле. Корма была разукрашена наиболее яркими цветами. Большой медальон с Бранденбургским оружием был окрашен в синий цвет, и красный орел красовался на белом фоне.

В некоторых документах корабль был указан, как 50-пушечный, также назывались 56 пушек. Тем не менее, список инвентаря на 1702 включает только 32 орудия, а именно: 18 8-фунтовых, 10 6-фунтовых, 4 3-фунтовых, 8 кулеврин. Конечно, по какой-то причине не хватает двенадцати-фунтовых. Десять-двенадцать этих тяжелых орудий определенно были на борту. Общий вес вооружения составлял около 44 тонн.

Известно, что корабль вышел в свой первый выход в сильный шторм и достиг порта Тексель с повреждениями кормы. После ремонта в начале 1693 он продолжил путь в Африку и благополучно туда прибыл. С "грузом" рабов он отплыл на остров Сент-Томас, куда прибыл в августе 1693, доставив 707 рабов; 93 человек погибли во время переправы в Америку в узком, темном и душном трюме. Friedrich III вернулся в Эмден и принес чистую прибыль в размере 60,000 талеров, но по пути к дому капитан Рерс его сын погибли в аварии и были похоронены в море. Можно отметить, что более трети команды было «потеряно» по пути. О страданиях и жестокости такого перехода, число мало информации.

В 1698 стоимость корабля еще оценивалась в 13716 талеров, так как он был в удивительно хорошем состоянии. Когда прусский король Фридрих Вильгельм I в 1711 году распустил торговую компанию, фрегат находился в порту Гамбурга и в 1725 году был продан с аукциона.

***

SCHLOSS ORANIENBURG

32-пушечный, 37-метровый фрегат Schloss Oranienburg (замок Ораниенбург - загородная резиденция курфюрста) был построен в Хафельберге голландским корабельным матером Йостом Элинком (Jost Elynck). Заложен в 1692 под строительным номером 5 в большой спешке, спущен в 1693, в том же году был отбуксирован в Гамбург и получил имя Schloss Oranienburg . Затраты на строительство составили 15000 таллеров. Подготовлено было 40 пушек, но установили только 18 орудий и восемь кулеврин. Самый тяжелый калибр был восемь фунтов. Капитаном был назначен Якоб Ламбрехт (Jacob Lambrecht).

Фрегат разделил судьбу находившихся в это время в Гамбурге Бранденбургских судов, он так и не был закончен. Из-за нехватки денег ввод в строй всё время откладывался, и после 1711, наконец, корабль был продан за смешную цену - значение корабля упало за время пребывания в Гамбурге: в 1693 его оценочная стоимость составила 15000 талеров, к 1695 упала до 13000 талеров, в 1700 все три корабля, всё ещё стоящие в Гамбурге стоили всего 4000 талеров.

***

ОКРАСКА БРАНДЕНБУРГСКИХ КОРАБЛЕЙ

Цветовая гамма была довольно простой. Преобладали темно-коричневый и черный. Пушечные ворота не были оформлены, но внутри они были окрашены в красный. Обшивка кают-кампании, юта и бака - оливково-зеленая, шканцы - матовый коричневый. Фигуры и обрамление: Свитки и части фонаря, а также гальюн были частично позолоченными, частично жёлтыми. Корма была разукрашена наиболее яркими цветами. Большие задние фигуры были окрашены в синий, желтый и красный цвета, их лица имели естественный цвет. Палубы были естественного деревянного цвета. Подводная часть корпуса конопатилась смолой, которая имела почти черный цвет. Поскольку орудия были сделаны из железа, цвет труб был черный, но якоря и другие железные устройства были окрашены.

На транце большинства кораблей Бранденбурга размещался герб государства. Это был красный орел на белом фоне.

 

 

                   

 

             

 

               

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на английском
1 R C Anderson. Naval wars in the Baltic during the Sailing Ship Epoch
на немецком
2 Thomas Feige. Brandenburgische Schiffe in der bildlichen Darstellung, Berlin
3 Gunther Schmidt. Schiffe unterm Roten Adler. VEB Hinstorff Verlag, Rostock, 1986.
4 Ulrich van der Heyden. Rote Adler an Afrikas Küste. Die brandenburgisch-preußische Kolonie Großfriedrichsburg in Westafrika. Berlin, 2001.
5 Golf Dornseif. Als der Große Kurfürst Kolonialherr werden wollte.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 1.09.2019





 

 

Три больших фрегата и яхта курфюрста в Эмдене. Слева - "Friedrich Wilhelm Zu Pferde".

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Leopard"

"Leopard"

"Leopard"

"Leopard"

"Leopard"

"Leopard"

"Leopard"

"Leopard"

"Leopard"

"Leopard"

"Leopard"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

замок Ораниенбург

"Leopard"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich III"

"Friedrig III"

большой фрегат, подобным был "Friedrig III"

"Churprinz"

"Mohrian" и "Churprinz" на побережье Ганы.

"Mohrian" и "Churprinz" на побережье Ганы, основание колонии Гросс-Фридрихсбург, 1 января 1683 года.

"Mohrian" и "Churprinz" у берегов Африки.

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

"Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

Великий курфюрст принимает парад флота, 1684 г. Слева "Friedrich Wilhelm zu Pferde", в центре яхта "kurfürstliche Große Jacht", справа "Markgraf von Brandenburg" - захваченный у Испанцев "Carolus II" (на картине ещё с испанским гербом (позолоченная конная статуя Карла II, на баке кто то держит испанский флаг), в далеке справа "Churprinz", в центре "Roter Löwe" и "Dorothea", крайняя слева - яхта "Bracke", за ней - "Windhund" и "Berlin".

флот Бранденбурга в море, 1682 год.
Доротея Бранденбургская, вторая жена курфюрста Фридриха Вильгельма.
на рисунке - "Friedrich Wilhelm Zu Pferde"

Бенжамин Рауле.

Голландский судовладелец. Как купец, он добился успешной торговли с Францией, но война между Англией и Нидерландами с Францией привели его ​​бизнес к краху в 1672 году. В 1675 Рауле прибыл в Бранденбург, организовал флот и до смерти Курфюрста являлся его директором.


на картине Александра Кирхера "Сражение у Ясмунда 4 июня 1676 г." изображены два бранденбургских корабля, которые на самом деле в сражении не участвовали, подразумевается, что на первом плане "Churprinz".
на рисунке - "Friedrich Wilhelm Zu Pferde"
Следующая страница - Бранденбургские средние фрегаты.
Предыдущая страница - Бранденбургские торговые фрегаты