ОглавлениеКанонерские лодки и сторожевые корабли → Карантинные брандвахты эпидемии холеры 1831 г.

  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Карантинные брандвахты эпидемии холеры 1831 г. (Quarantänewachschiffe, Cholerawachschiffe)

Пруссия, 1831 г. 8 ед.


*
Friedrich Wilhelm
*
Adler
*
Der Junge Carl
*
Essay
*
Fanny
*
Die Hülfe
*
Lena
*
Mercur
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя тип место и год постройки /в строю примечания
При управлении в Штральзунде
1 Friedrich Wilhelm колёсный п/х прусской королевской почтовой службы J.C.Nüscke, Штеттин, 1828 28.09.31 возвращён владельцу, буксирный катер морских ворот, 1851 продан
08.1831
2 Adler п/х прусской королевской почтовой службы Карлскруна, 1822 в 10.1831 возвращён владельцу
осень 1831
У о. Хиддензее
3 Der Junge Carl шлюп фирмы Fabricius, Штральзунд ? 9.10.1831 возвращён владельцу
10.06.1831
4 Essay шлюп фирмы Ewers, Штральзунд ? 30.11.1831 возвращён владельцу
14.09.1831
У о. Рюден
5 Fanny бриг фирмы. J. H. Israel, Штральзунд ? 9.09.1831 возвращён владельцу
11.06.1831
6 Die Hülfe шлюп фирмы. G. F. Altvater, Штральзунд ? 5.11.1831 возвращён владельцу
2.09.1831
7 Lena шлюп-галеас фирмы. J. H. Israel, Штральзунд ? 30.11.1831 возвращён владельцу
14.09.1831
В Свинемюнде
8 Mercur шлюп, Свинемюнде ? 27.09.1831 возвращён владельцу
08.1831
ТТХ
  Friedrich Wilhelm Adler Der Junge Carl Essay Fanny Lena Die Hülfe Mercur
Водоизмещение ? т ? т ок. 66 т ок. 74 т ок. 122 т ок. 90 т ок. 88 т ок. 70 т
Размерения длина 28,87 м 26,9 м ?
ширина ?
осадка носом 1,8 м ?
кормой 2,1 м ?
Энергетическая установка ПМ 28 инд. л.с. + паруса шхуны ПМ 55 инд. л.с. + паруса (?) паруса шлюпа паруса брига паруса шлюпа
Экипаж (оф.+матр.+гражд.) ? ? 12 (1+7+4) ? (?+?+4) 14 (1+7+6) ? (?+5+?) 13 (1+7+5) ? (0+5+?)
ВООРУЖЕНИЕ
пароходы командования парусники у Геллена и Рюдена Mercur в Свинемюнде
нет данных 2-18ф карронады 2-3ф пушки

 


места расположения позиций карантинных вахт в 1831 г.

 

В 1830-1831 по Европе прокатилась массовая эпидемия холеры, унесшая 900 тыс. жизней. В Пруссию она проникла через Польшу, Ригу, Митаву и Данциг. Осенью 1831 в Пруссии она пошла на убыль, но покатилась дальше по западной Европе. Принятые карантинные меры вели к нарушению торговли, голоду и бунтам населения, потому пришлось использовать вооружённую охрану. Летом 1831 для целей охраны входа в Штеттин и Штральзунд были наняты 1 пароход и 3 парусника, позже их количество менялось.

Управление тыла 2-го армейского корпуса (Gen.Kdo. II. AK) летом держало в Штральзунде пароход, арендованный у прусской королевской почтовой службы. В Августе это был колёсный пароход Friedrich Wilhelm (назван в честь прусского короля), но из-за плохой мореходности 28 сентября 1831 его вернули владельцу и заменили на пароход Adler (Орёл), который в следующем месяце также вернули почтовой службе в связи с окончанием карантина. Данные об установленном на пароходы вооружении отсутствуют. Известно, что Adler был первым прусским пароходом на Балтике, построенным в Швеции в 1822 году для почтовой линии между Штральзундом и шведским Иштадом.

Если пароход использовался управлением, как мобильное охранное судно, на обоих подходах к Штральзунду были размещены постоянные вахтенные посты. Для них использовали нанятые у частных владельцев небольшие парусники. Штатный гражданский экипаж из 4-6 моряков на них сохранялся, а для военной службы обычно выделялся один офицер с 7 солдатами, которые обслуживали размещённые на палубе две 18-фунтовые карронады.

На западном входе в пролив - у косы Геллен на острове Хиддензее - 10 июня стал на вахту шлюп Der Junge Carl (Молодой Карл) грузоподъёмностью 33 ласта (66 т), нанятый у судовладельца Фабриция из Штральзунда. 14 сентября к нему добавился (а возможно, сменил) чуть более крупный шлюп Essay (Эссе) некоего Эверса из Штральзунда, грузоподъёмностью 37 ластов (74 т).

У острова Руден на восточном входе в пролив 11 июня занял пост достаточно крупный бриг грузоподъёмностью 61 ласт (122 т) Fanny (Фанни - еврейское женское имя) Й. Х. Израэля из Штральзунда, 2 сентября к нему присоединился шлюп Die Hülfe (Помощь) Г. Ф. Альфатера из Штральзунда, грузоподъёмностью 44 ласта (88 т), а 14 сентября Й. Х. Израэль заменил свой бриг на другой корабль поменьше - 45-ластовый (90 т) шлюп-галеас Lena (Лена - в данном случае - русское женское имя).

В августе появился и третий пост - в Свинемюнде, где стал 35-ластовый (70 т. груза) шлюп местного владельца Mercur (Меркурий), но уже в конце месяца этот пост отменили.

30 ноября карантин официально был снят и посты в Геллене и Рюдене отменили, корабли вернули владельцам.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 17.12.2018

 




 

 
Гражданский флаг Пруссии до и после 1831
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1831

Свинемюнде в 1830-х гг.

Один из штральзундских бригов XIX века.

Руден - маленький остров в устье Пеене перед принадлежащим Померании побережьем Балтийского моря, восточный подход к Штральзунду.

Модель мекленбургского галеаса того периода "Helene".

Геллен - южная, плоская, возвышающаяся всего на несколько метров над уровнем моря часть острова Хиддензе (слева)
и пролив Гелленринг в направлении города Штральзунд.

Обычный балтийский шлюп.

места расположения позиций карантинных вахт

рисунок немецкого парохода постройки 1820-х гг.
Предыдущая страница - первые прусские вахтенные парусники
Следующая страница - вахтенные парусники Шлезвигской войны