ОглавлениеЯхты → Яхты курфюрста Трира

  Яхты  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Яхты архиепископа Трира, с 1803 герцога Нассау + суда сопровождения (Leibjacht, Staatsyacht)

1775-1781 г. 2+5 ед



*
Große Jacht
*
Kleine Jacht
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя постройка годы постройки примечания
1 Kleine Jacht Johannes Seiz, Кобленц 1772 - 1775 31.01.1832 продана с аукциона
2 Große Jacht Johannes Seiz, Кобленц 1774 - 1781 31.01.1832 продана с аукциона
3 Schaluppe Johannes Seiz, Кобленц к 1784 судьба неизвестна, возможно 31.01.1832 продан с аукциона
4 Küchenschiff Johannes Seiz, Кобленц к 1784 судьба неизвестна, возможно 31.01.1832 продан с аукциона
5 Schießnachen Johannes Seiz, Кобленц к 1784 судьба неизвестна, возможно 31.01.1832 продан с аукциона
6 Leibnachen Johannes Seiz, Кобленц к 1784 судьба неизвестна, возможно 31.01.1832 продан с аукциона
7 Kavaliersnachen Johannes Seiz, Кобленц к 1784 судьба неизвестна, возможно 31.01.1832 продан с аукциона
+ 7 Ankernachen Johannes Seiz, Кобленц к 1784 судьба неизвестна, возможно 31.01.1832 продан с аукциона
ТТХ
  Große Jacht Kleine Jacht
Размерения длина 23,5 м 17,2 м
ширина 4,5 м ?
высота ок. 2 м ?
осадка ? ?
Движитель паруса 1-2 мачты 1 мачта
была предусмотрена конная тяга вдль берега
Экипаж ? ?
Дополнительные данные стоимость ? 1100-1200 талеров
ВООРУЖЕНИЕ
только на Schießnachen
12 небольших пушек

 


"Малая" и "большая" яхты.

Так как к 1780 г. имеющаяся в распоряжении Трирского курфюрста яхта уже пришла в негодность и потеряла плавучесть, Клеменс Венцеслав Саксонский отдал приказ о строительстве новой флотилии, а 8 марта 1774 года было принято окончательное решение о постройке двух новых кораблей: срочно - малой яхты за 1100-1200 талеров, для которой должен использоваться весь полезный материал от старого корабля, а параллельно неспеша строить яхту большего размера. Придворный архитектор Иоганнес Зайц в 1772-1774 гг. составил чертежи и изготовил деревянные модели обоих кораблей.

Готовую первой "малую яхту" Клеменс Венцеслав использовал в своей третьей и последней поездке в Трир в августе 1779 года. В 1780 г. был завершён корпус "большой яхты" и в следующем году была готова к использованию.

Это был достаточно большой корабль длиной около 24 метров и шириной 4,5 метра. Его зимняя гавань была рядом с резиденцией в Эренбрейтштейне. В корме находилась каюта курфюрста, далее шли: гардероб, туалет, передняя и столовая, в носовой части располагались служебные и спальные помещения для капитана и экипажа, а также хранилища. На форштевне был укреплён герб курфюрста с двумя львами в сияющей позолоте. В передней части яхты были комнаты для капитана и экипажа. Яхта была богато украшена резьбой, имела мачту для паруса, конскую упряжь для 14 всадников и была внутри очень дорого отделана.

К 1784 г. роскошная флотилия была полностью укомплектована: большая яхта (großer Leibjacht), малая яхта (kleineк Leibjacht), шлюп (Schaluppe), корабль-кухня (Küchenschiff), салютная барка (Schießnachen, с 12 пушками), барка для свиты или гостей (Leibnachen) и барка для лошадей (Kavaliersnachen). При каждом корабле имелась шлюпка (Ankernachen).

В 1790 Клеменс Венцеслав и его сестра Кунигунде отправились на яхте с четырьмя другими кораблями во Франкфурт на коронацию императора Леопольда II. Перед яхтой шёл катер охраны с двумя маленькими пушками, затем следовала малая яхта, где при необходимости можно было взять обед, сзади следовали два корабля с персоналом и кухней. Клеменс Венцеслав пробыл во Франфурте более 4 недель и дал много приемов на своей яхте. 6 и 12 октября на яхте обедала императорская семья. Яхта была освещена до поздней ночи.

После начала Французской революции Клеменс Венцеслав предоставил убежище эмигрантам и беглым членам французского двора, а Кобленц стал центром французских роялистов, а в октябре 1792 года Клеменс бежал под давлением революции в Бонн, затем находился в Аугсбурге и Обердорфе. Он вернулся в Кобленц в 1793 году, но во время первой коалиционной войны в 1794 году снова должен был бежать вместе со своей сестрой в Саксонию. Французские войска заняли большую часть курфюршества. Крепость Эренбрейтштейн держалась до 1799 года, но при приближении французов в 1794 г. яхтенная флотилия с ценным грузом, в том числе с архивом архиепископского управления, была отправлена из крепости в безопасное место в Ганновере.

По Люневильскому миру (1801) франция получила большинство районов по левому берегу Рейна (после Венского конгресса они в основном вошли в Королевство Пруссия и в 1822 году включены в прусскую провинцию Рейн). Окончание войны позволили 2 июля 1801 года "большой яхте" вместе с другими кораблями флотилии вернутся с архивом в порт Эренбрейтштейна. 7 июля 1801 года и сам Клеменс Венцеслав вернулся в Обердорф.

В 1803 году остатки епископата были секуляризованы и вошли в состав графства Нассау. Клеменс с пенсией в 100 000 гульденов уехал в Аугсбург. Яхтенная флотилия перешла в распоряжение герцога Нассау-Вейльбургского Фридриха Вильгельма.

В 1806 г. представители двух уцелевших к тому времени линий Нассау, граф Фридрих-Август (Нассау-Узинген) и Фридрих-Вильгельм (Нассау-Вайльбург), заключили договор, по которому их владения должны были составить одно государство, под их совместным управлением. Оба они присоединились к рейнскому союзу, за это их государство получило территориальное приращение и возведено на степень герцогства. В следующем году умерли оба герцога; им наследовал Вильгельм, сын Фридриха-Вильгельма (1816—1839).

Нет никаких данных об использовании яхт герцогами Нассау, но известно, что они дожили до начала 1830-х гг. Большую яхту в 1830 г. пытались использовать, как корабль для купаний, но в следующем году она получила пробоину и была вытащена на пляж. 31 января 1832 г. все оставшиеся от флотилии корабли были проданы на дрова с аукциона.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                         
Модель с сайта arbeitskreis-historischer-schiffbau.de

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 6., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1989.
+
Achim Krümmel (Mayen) Höfisches Leben am Mittelrhein unter Clemens Wenzeslaus von Sachsen (1739-1812), Kurfürst und Erzbischof von Trier (1768-1803) (www.rheinische-geschichte.lvr.de)
Clemens Wenzeslaus – letzter Trierer Kurfürst (www.bendorfer-lehrhaus.de)
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 16.05.2018

 




 

 
Курфюршество и епископат Трир, до 1801 г.
Герцогство Нассау, с 1803 г.

Модель "большой яхты".

Модель "большой яхты".

Модель "большой яхты".

Модель "большой яхты".

Модель "большой яхты".

Модель "большой яхты".

Модель "большой яхты".

Модель "большой яхты".

Модель "большой яхты".

Модель "большой яхты".

Модель "большой яхты".

Модель "большой яхты".
Вильгельм Георг Август Генрих Бельгикус Нассауский (нем. Wilhelm Georg August Heinrich Belgicus zu Nassau; 1792 — 1839) — герцог Нассау с 1816 года.

Модель "большой яхты".
Фридрих Вильгельм Нассау-Вейльбургский (нем. Friedrich Wilhelm von Nassau-Weilburg; 1768 — 1816, Вайльбург) — князь Нассау-Вейльбурга с 1788 года.

Модель "большой яхты".

Флот бывшего курфюрста перед замком Энгерс, 1806 г.

Резиденция курфюрста в Кобленце, цветная медная гравюра Георгия Бальтазара Пробста (1787).

Носовое украшение "Большой яхты". Модель.

"Малая яхта", гравюра.
Клеменс Венцеслав Саксонский (Clemens Wenzeslaus August Hubertus Franz Xaver von Sachsen; 1739 - 1812) — архиепископ Трира (1768—1801), последний трирский курфюрст, много сделал для улучшения школ в своих владениях, способствовал подъёму Трирского университета, покровительствовал сельскому хозяйству и развитию промышленности, с 1786 года жил исключительно в Кобленце.
Предыдущая страница - яхта курфюрста Трира Франца Георга фон Шенборна