ОглавлениеКорабли авиации → Спасательные баржи типа "BP-IV"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Спасательные крановые баржи гидроавиации (Bergeprahm, Kranschiff) типа

"BP-IV"


Германия, 1942-1943 гг. 8 ед. (проект "bergeprahm IV")

 

*
BP-41
*
BP-42 Heiss
*
BP-43 Hub
*
BP-44 Bollangen
*
BP-45
*
BP-46
*
BP-47
*
BP-48
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 BP-41 <Norderwerft Koser & Meyer> Гамбург, стр. № 751. ? при E-Stelle в Травемюнде, с 12.1945 г. в составе тральной администрации в Киле, дальнейшая судьба не установлена
21.10.1942
1943
2 BP-42 <Norderwerft Koser & Meyer> Гамбург, стр. № 752. ? "Heiss" при спасательной службе ВМФ в Киле, с 31.01.1946 WSD в Киле, с 1.11.1947 гражданский т/х, с 04.1948 "Pakistan", с 1957 т/х "Emergo", Нидерланды, с 1960 Либерия, с 1967 - Франция, с 11.1971 "Cocean", с 8.08.1973 "Ket Atao".
17.02.1942
7.02.1943
3 BP-43 <Norderwerft Koser & Meyer> Гамбург, стр. № 753. ? "Hub" при спасательной службе ВМФ в Киле, с 21.02.1947 гражданский, 11.09.1950 передан Британии, но не принят, дальнейшая судьба неизвестна.
1943
1943
4 BP-44 <Norderwerft Koser & Meyer> Гамбург, стр. № 754. ? "Bollangen" при торпедо-испытательной станции ВМФ в Готенхафене, с 1946 г. гражданский "Ebury" Британия, с 1966 "Colbury".
1943
1943
5 BP-45 <G.H.H. Rheinwerft Walsum> Вальзум, стр. № 861. ? SNDF, с 25.09.1945 в составе Спасательной Службы (MBSK), 5 марта 1946 передан по репарациям СССР, "PAK 2", в 1976 списан.
1942
12.1942
6 BP-46 <G.H.H. Rheinwerft Walsum> Вальзум, стр. № 862. ? SNDF, в 1945 затоплен в Гамбурге, поднят, с 25.09.1945 в MBSK, с 11.04.1947 при WSA в Эмдене, дальнейшая судьба не установлена.
1942
03.1943
7 BP-47 <G.H.H. Rheinwerft Walsum> Вальзум, стр. № 863. ? SNDF Mitte в Листе, с 25.09.1945 в MBSK, с 7.02.1946 США, с 24.04.1948 в OMGUS, с 10.11.1948 при WSD в Гамбурге, с 01.1950 г. плавкран "Brokdorf", 1.01.1954 продан частному судовладельцу, в 1984 перепродан, земснаряд "Akke" в Вильгельмсхафене, к 2020 ещё в эксплуатации.
1943
04.1943
8 BP-48 <G.H.H. Rheinwerft Walsum> Вальзум, стр. № 864. ? SNDF 5 (Nord) в Ставангере, с 8.04.1946 Норвегия, с 12.07.1946 США, с 1949 паром "Kerkyra", Греция, с 1988 баржа, с 2005 продан в Турцию на слом, но с 2011 причал.
1943
23.04.1943
ТТХ
Водоизмещение нормальное ? т
полное 255 т
регистровое 235 брт
Размерения длина КВЛ 36 м
полная 38,1 м
ширина 9,52 м
осадка 1,0 / 1,12 м
высота борта 2,2 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных винта Ø 0,9 м
1 МО 1 дизель MWM (6 цил. 4-тактн.)
мощность 400/440 л.с.
Ходовые данные скорость 8/9,7 уз.
топливо 6,6 т. соляра
дальность плавания на 8 уз. 500 миль
Экипаж (без авиаперсонала) 6 чел. (1 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной 1-палубный
ВООРУЖЕНИЕ
авиационное мог принять 1 гидросамолет или летающую лодку
1х18-т башенный кран на козловой ферме
артиллерия отсутствовала

 

Прамы (баржи) для обеспечения полётов гидросамолётов и прибрежной спасательной службы, фактически - вариант типа "BP III" с таким-же крановым оборудованием, но улучшенной мореходностью и обитаемостью. Несколько выросла дальность плавания. В 1940 году министерством авиации заказаны 8 единиц: BP-41...48, все достроены, но три из них ещё в процессе постройки были переданы ВМФ и вместо номеров получили собственные имена "Heiss", "Hub" и "Bollangen". По некоторым данным те, что служили в ВВС несли торговый флаг.

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ:

BP 41 / BP 42 / BP 43 / BP 44 / BP 45 / BP 46 / BP 47 / BP 48

 

  BP 41

Спущен 21 октября 1942 г. В некоторых документах указывается дата ввода в строй 8 мая 1943 (позывной DVNE). 26 мая 1943 корабль уже упоминается в документах соединения кораблей и катеров Люфтваффе (Kdo.Schiffe+Butte), когда с него выгрузили катер FL.C. 3116 и спасательные шлюпки, правда не указано, где это происходило. К июню 1943 г., служил при испытательной станции в Травемюнде. 2 июня 1943 вместе с Greif был отправлен в Экернфёрдскую бухту для спасения экипажей 2 сбитых американских самолётов Liberator.

Следующее сообщение относится к 8 марта 1944 года, когда при перегрузке корабельным краном был сильно повреждён катер FL.C 3107.

Весной 1945 года корабль базировался в Буге-на-Рюгене в составе Seenotflottille 81 при спасательной команде Seenotverbindungskommando 81. В апреле он доставлял беженцев из Пиллау. Известно, что 5 мая 1945 корабль был переведён из Буга-на-Рюгене в Гульдборг в Дании, где и встретил конец войны. 18 июня 1945 перешёл из Гульдборга в Шлезвиг, где продолжал числиться в составе своей спасательной группы, но теперь под управлением британцев.

С декабря 1945 г. в составе спасательной службы оккупационной администрации в Киле (Marine Bergungs- und Schiffskommando Kiel = MBSK). Дальнейшая судьба не установлена.

 

  BP 42

В июне 1942 г., ещё до окончания постройки, был передан ВМФ и получил имя "Heiss" (нем. "горячий, пылкий"), спущен 17 декабря 1942 и 7 февраля 1943 вошёл в строй, как вспомогательное спасательное судно составе спасательной службы (MBSK) в Киле (позывной DVFG).

С 31 января 1946 г. корабль числился при Управлении Водных Путей (WSD) в Киле, 1 ноября 1947 г. был продан компании DDG "Hansa", с апреля 1948 г. назывался "Pakistan", в 1957 г. продан Нидерландской компании, т/х "Emergo", в 1960 г. сменил флаг на либерийский (владелец не установлен), с 1967 принадлежал французской фирме, с ноября 1971 г. назывался "Cocean", с 8 августа 1973 г. - "Ket Atao", эксплуатировался, как минимум до декабря 1975 г..

   

 

  BP 43

В июне 1942 г., ещё до окончания постройки, был передан ВМФ и получил имя "Hub" (нем. "подъём"), укомплектован на верфи ВМФ в Вильгельмсхафене и вошёл в строй в 1943, как вспомогательное спасательное судно составе спасательной службы (Marine Bergungskommando = MBSK Mitte) в Киле (позывной DXFZ). 10 мая 1945 капитулировал в Экернфёрде.

После войны стоял в Гамбурге, предположительно с августе 1945 числился в спасательной группе (Marinedienstgruppe Bergungskommando) Mitte в Киле под британским руководством (Flag Officier Commansing Brith Naval Forces Germany) со штабом в Гамбурге. 27 июня 1947 сдан в аренду компании Bugsier Reederei und Bergungs AG в Гамбурге в качестве спасательного судна и получил новый позывной DHFJ, с марта 1947 имел бортовое регистрационное обозначение XS 44. По окончании аренды, 11 сентября 1950 возвращён группе изымаемых катеров при британском ВМФ (Diposals Group Boat Pool) в Киле, дальнейшая судьба неизвестна.

 

  BP 44

В июне 1942 г., ещё до окончания постройки, был передан ВМФ и получил имя "Bollangen", укомплектован на верфи ВМФ в Вильгельмсхафене и вошёл в строй в 1943, как вспомогательное спасательное судно, служил при торпедо-испытательной станции в Готенхафене (позывной DVFI).

В 1946 г. передан по репарациям Британии, где ходил под гражданским флагом и именем Ebury, с 1966 - Colbury.

 

  BP 45

Спущен на воду в 1942 г. и в декабре 1942 вошёл в строй в состав соединения кораблей и катеров Люфтваффе (Kdo.Schiffe+Boote, позывной DVFF). Данные о подчинении отсутствуют, но известно, что действовал в оперативной зоне Seenotflottille 6 (с 19.08.1944 Seenotflottille 81) при спасательной команде SNB VI (позже Seenotgruppe 81). 27 октября 1943 повреждён "взрывным устройством" (по видимому - подорвался на мине), затоплено МО, на помощь из Ольборга отправлен буксир "Atlas", который отбуксировал баржу на ремонт. Корабль был отремонтирован и 22 декабря 1943 вышел из Травемюнде в Тистед с 3 катерами (в т. ч. FL.C 3091) на борту.

С 25 сентября 1945 г. в составе спасательной службы при оккупационной администрации (MBSK), 5 марта 1946 г. передан по репарациям СССР, служил в составе советского ВМФ, как "PAK 2", в 1976 списан.

 

  BP 46

Спущен на воду в 1942 г. и в декабре 1942 вошёл в строй в состав соединения кораблей и катеров Люфтваффе (Kdo.Schiffe+Boote, позывной DVOR), данные о подчинении и месте службы отсутствуют.

8 апреля 1945 г. потоплен авиацией у пристани в Гамбурге, поднят и с 25 сентября 1945 г. в составе спасательной службы при оккупационной администрации (MBSK), с 11 апреля 1947 г. при управлении водных путей (WSA) в Эмдене, дальнейшая судьба не установлена.

 

  BP 47

Спущен на воду в 1943 г. и в апреле 1943 г. вошёл в строй, и после испытаний в Травемюнде 13 мая 1943 был включен в состав спасательной службы ВВС SNB V, позывной DVFJ. Организационно подчинялся по видимому Ergänzungs-Seenotflottille с базой в Листе, а после её расформирования в августе 1944 - в Seenotflottille 80.

С 25 сентября 1945 г. в составе спасательной службы при оккупационной администрации (MBSK), 7 февраля 1946 г. передан по репарациям ВМФ США в Бремерхафене, с 24 апреля 1948 г. в составе флотилии союзной администрации в Германии (OMGUS), с 10 ноября 1948 г. при управлении водных путей (WSD) в Гамбурге, с января 1950 г. плавкран "Brokdorf", с 15.05.1951 позывной DMBU, 1 января 1954 продан частному судовладельцу, в 1984 перепродан, плавкран "Akke" в Вильгельмсхафене, перестроен в земснаряд, по состоянию на 02.2020 г. ещё эксплуатировался, в собственности компании H. Meyer GmbH & Co. KG. в Фареле (з-в Яде).

         

 

  BP 48

Спущен на воду в 1943 г. и 24 апреля 1943 г. вошёл в строй, позывной DVFL. После испытаний в Травемюнде 3 июня 1943 передан в подчинение спасательной службе SNB V, числился в составе спасательной флотилии Seenotflottille 5, 31 июля 1943 вышел из Киля в Кристианзанд, 11 сентября 1943 находился в Ольборге. С 27 сентября 1943 подчинялся SNB VIII в Ставангере и входил в спасательную флотилию Seenotflottille 8 (с 19.08.1944 Seenotflottille 50 при Seenotverbindungskommando 50).

8 апреля 1946 г. включён в состав норвежского ВМФ, но 12 июля 1946 г. передан по репарациям США. В 1949 г. передан Греции, был оснащен двойным краном и использовался для спасения. В 1957 продан компании "Porthmeia Kerkyra-Igoumenitsa EPE" в Пирее, перестроен в паром, увеличен до 40,6 м в длину и 11,5 м в ширину и переименован в "Kerkyra". Позже продлен до 54 м. С 1970 в Амбелакии на о. Саламин. В 1988 продан, баржа на о. Валос. В 2005 продано неизвестной турецкой компании, вероятно, на слом. В 2011 корпус был продан верфи Амалиаполи и установлен как часть пирса, где находится до сих пор (на 2020 г.).

       

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
2 Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995.
3 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 16.02.2020

 




 

 
Военный флаг Третьего рейха 1942-1945
Торговый флаг Германии 1942-1945
ВМФ СССР 1946-1976
Оккупационный флаг 1945-1949
Гражданский флаг ФРГ 1949-∞
Торговый флаг Голландии 1957-1960
Торговый флаг Либерии 1960-1967
Торговый флаг Франции 1967-1975
Торговый флаг Британии 1946-1966
Торговый флаг Греции 1949-1978
Торговый флаг Греции 1978-2005
BP-48
Корпус быв. "BP-48" в качестве причала.
BP-48
Корпус быв. "BP-48" в качестве причала.
BP-48
Корпус быв. "BP-48" в качестве причала.
BP-48
"Kerkyra", 60-е гг.
BP-48
"Kerkyra", 60-е гг.
BP-47
"Akke", 2007 г.
BP-47
"Akke", 2017 г.
BP-47
"Akke", 2019 г.
BP-47
"Akke", 2018 г.
BP-47
"Akke", 2006 г.
BP-47
"Akke" после 2007 г.
BP-45
BP 45 подымает разбитый штормом BV-138 6H+PH в Борнхольме, 23.12.1943
BP-45
BP 45 подымает разбитый штормом BV-138 6H+PH в Борнхольме, 23.12.1943
BP-43
"Hub", на борту - стандартный транспортный мотобот ВМФ типа KL.1.
BP-42
"Pakistan".
BP-42
"Pakistan".
BP-42
"Pakistan".
BP-42
BP-42
BP-41
BP-41
Следующая страница - баржи обеспечения гидроавиации типа "BP-V"
Предыдущая страница - корабль обеспечения гидроавиации "Drache"